Гибель героя: Что случилось с «Союзом» Владимира Комарова?
23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля «Союз-1», в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Это был испытательный полет «Союза». Трагедия произошла над Оренбургской областью. Корабль, по всеобщему признанию, был еще очень сырым, запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами. 28 ноября 1966 года запуск первого автоматического «Союза-1 закончился аварийным сходом с орбиты.
14 декабря 1966 года пуск «Союза-2» окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом «Союзе-2» не было). Несмотря на это, советское руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок. Лететь отправили Комарова, как более подготовленного (по другой версии, решение, что «Союз-1» будет пилотировать Владимир Комаров, было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина).
Когда корабль Комарова вышел на орбиту, левая солнечная батарея не раскрылась. «Союзу» не не хватило энергии для маневров и стыковки. Также начала сбоить система ионной ориентации. Корабль мог «ослепнуть» и просто не найти дорогу домой. Перестал работать солнечно-звездный датчик.
24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полёт и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость.
По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью.
Запись переговоров оборвалась в момент разделения отсеков «Союза». Корабль вошел в плотные слои атмосферы, где бурная плазма гасит радиоволны. Связь восстанавливается обычно уже после раскрытия парашюта, на стропах которого выводятся антенны. У Комарова парашют «погас», а антенны «молчали».
Да и то, что гибель неминуема, космонавт мог понять лишь за несколько секунд до падения корабля. Даже когда не раскрылся основной парашют — а это происходит на высоте около 9 километров, — остается надежда на запасной парашют. Он раскрывается на 6 километрах. Скорость падения корабля составляла около 100 метров в секунду. С момента осознания неминуемости гибели до взрыва могло пройти не больше 60 — 70 секунд.
Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в пустынной местности и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении с землей и вследствие начавшегося после этого возгорания остатков конструкции.