Семен Злотников: В Оренбурге потрясающая публика

В Оренбургском драматическом театре имени Горького полным ходом идут репетиции спектакля «Вальс одиноких» по пьесе Семена Злотникова. Постановку осуществляет сам автор.

Семен Злотников – известный российский драматург, сценарист и прозаик. Впервые его пьесы были поставлены в Ленинградском театре комедии в 1977 году. Позже произведениями Злотникова заинтересовались московские театры – «Современник», на Таганке, «Эрмитаж», «Школа современной пьесы» и другие. Пьесы драматурга широко ставились во многих российских  городах, а также в Казахстане, Украине, Белоруссии, Литве и Эстонии. Произведения Злотникова переведены на 15 языков и спектакли по ним поставлены в театрах Польши, Германии, Финляндии, Норвегии, Израиля.

Оренбургский зритель уже встречался с героями пьес Злотникова. Два года назад им на сцене нашего театра была поставлена одна из самых успешных пьес автора – «Пришел мужчина к женщине», и вот теперь та же команда работает над постановкой мелодрамы «Вальс одиноких».

На днях, в перерыве между репетициями, RIA56  задал писателю ряд вопросов

— Спектакль по Вашим пьесам идут в лучших театрах страны, в постановках различных режиссеров. Но с недавних пор Вы стали осуществлять постановки сами. С чем это связано?

 — Дело в том, что часто режиссеры ставят мои пьесы, так, как они хотят сами, зачастую упуская заложенные мною в произведении идеи и смыслы. Приведу пример. Много лет назад в театре «Школа современной пьесы» был поставлен спектакль «Пришел мужчина к женщине», где главные роли исполняли ныне уже покойные Любовь Полищук и Альберт Филозов. Постановка живет до сих пор, правда, состав исполнителей давно сменился. И вот, возвращаясь к этому произведению в данном сценическом воплощении, я обнаружил, что акценты там расставлены неверно. Я написал главного героя человеком искренне полюбившем  героиню, хотя она об этом до поры до времени не догадывается. И все его монологи во втором действии движимы именно любовью, а в той постановке, он все время жалуется на судьбу, занудствует и вообще кажется несимпатичным. И я решил, что смогу самостоятельно лучше воплотить созданные мною характеры героев.

Кроме того, все персонажи моих пьес – это люди, история которых с окончанием пьесы не заканчивается, и потому я каждый раз могу импровизировать развитие их дальнейших судеб.

— Вам довелось поработать с Юрием Петровичем Любимовым, что удается далеко не каждому писателю. Расскажите об этой встрече.

— О, это была почти фантастическая история! В 1977 году, я уже являлся автором нескольких пьес, которые в столице почти никто не ставил. И вот однажды в моей квартире раздался телефонный звонок. Звонившим оказался Юрий Любимов, создатель и главный режиссер самого популярного тогда московского театра на Таганке. Он сказал, что слышал о моей пьесе «Сцены у фонтана» и хотел бы, чтобы я приехал в театр и познакомил с ней труппу. Я очень удивится. Дело в том, что на Таганке практически не ставили пьес, они всегда ставили прозу, точнее самостоятельно сделанные инсценировки. Из собственно драматургии могу припомнить только «Гамлета». И вдруг такое предложение! Естественно я приехал, прочитал труппе пьесу и получил одобрение коллектива. К сожалению, до постановки дело не дошло: высшее культурное начальству что-то там усмотрело, и постановку запретили. Но Юрий Петрович предложил запасной вариант. Он собрался поставить некий драматургический триптих. Два автора у него уже были – Людмила Петрушевская и Александр Володин, мне он предложил войти в эту компанию. У меня как раз была небольшая пьеса «Два пуделя» и я предложил её режиссеру. И получилось, что спектакль, названный «Надежды маленький оркестрик» шел на сцене Таганки почти 30 лет.

— Как случилось, что Вы выбрали для своих постановок Оренбургский театр?

— Этот театр я знаю давно, а главного режиссера Рифката Исрафилова считаю одним из лучших российских режиссеров последних 30-ти лет. Некоторое время назад я предложил ему свои услуги, и Рифкат Векилович обещал этот вопрос рассмотреть. Результатом стало приглашение меня на постановку сначала одной пьесы, затем другой.

Актерами я очень доволен. Они прекрасно выучены, организованы и полны желания работать. Оренбургские зрители должны быть счастливы, что в их городе есть такой театр и такие артисты. К тому же и публика у вас потрясающая. Я посмотрел несколько спектаклей, и реакция зрителей меня просто ошеломила. Такого в столице не увидишь.