Советы не просят власти

Премьер Дмитрий Медведев в июле обратил внимание российских политиков на работу общественных советов. Премьер заявил, что гражданское общество нужно активнее привлекать к решению общегосударственных, региональных и муниципальных вопросов, активизировав работу советов при органах управления. Как отреагировали на призыв Медведева оренбургские политики?

Медведев призвал общественников активизироваться

Медведев вновь заявил о вовлечении граждан в решение политических и экономических вопросов на встрече с единороссами. По его словам, сегодня как обычные россияне, так и экспертное сообщество могут содействовать врешению важнейших государственных задач.

— Сегодня действительно можно участвовать в принятии законов и это не просто формальность, законопроекты практически все проходят публичные обсуждения. Замечания, идеи прорабатываются на экспертном уровне, функционирует система электронных петиций, практически при всех федеральных министерствах и ведомствах есть общественные советы, — отметил он.

Премьер напомнил, что в России не один год работает площадка общественного обсуждения бюджета. —

Такие практики должны развиваться, только так в обществе будет реальная возможность влиять на принятие политических решений, — сказал Дмитрий Медведев.

История вопроса

Призыв Медведева в регионах фактически истолковали как необходимость активизировать общественные советы, органы общественного контроля и усилить взаимодействие с местными НКО. Впрочем, вопрос общественного контроля и советов был поставлен ребром еще четыре года назад президентом Путиным.

После этого в регионах при общественных палатах прошла целая цепочка заседаний, посвященная закону об общественном контроле. Вскоре после этого в Оренбург приехала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая также подняла этот вопрос в беседе с губернатором Юрием Бергом. – Оренбуржцы – люди с большим чувством собственного достоинства, своим мнением по каждому вопросу. У нас работает более 70 совещательных органах. На днях первый раз собрался Совет старейшин. Так что место для заседания вы выбрали абсолютно верно. Члены правительства ежемесячно выезжают в районы на дни информации. В сотрудничестве общества и власти сегодня многое достигнуто, но впереди-большая работа, — заявил глава региона.

Общественная палата в 2013 году направила свои предложения по закону об общественном контроле в Федеральное Собрание. Однако радикальных перемен в работе местных общественных советов не произошло. Функции контролеров по-прежнему выполняют активисты "Народного фронта" и представители политических партий. 

В 2015 году в Оренбуржье была переизбрана Общественная палата. Состав ее немного обновился, но возглавил палату в очередной раз Александр Костенюк. В том же году он отметил свое восьмидесятилетие.

Четыре года спустя

 

Вопрос работы общественных и экспертных советов при ведомствах актуален по-прежнему. Не менее значимым остается и проблема Общественной палаты, функционал которой не используется полностью ни на федеральном, ни на региональном уровнях.

Отметим, что в мае в Оренбургской области был принят закон «О порядке образования общественного совета при органе исполнительной власти Оренбургской области». В нем были существенно расширены полномочия советов, а также детально прописаны механизмы их работы. Однако важных заявлений от таких советов по дискуссионным вопросам пока так и не прозвучало. 

При этом в регионе уже несколько недель рассматривается вопрос о создании общественного совета при 23 органах исполнительной власти. Из них восемь на сегодняшний день подали документы. Вероятно, вскоре советы начнут работать более активно.

В 2017 году губернатор встретился с региональной Общественной палатой. На встрече глава региона призвал общественников активнее работать с населением и вести реальную работу "на земле". В палате ответили, что приоритеты на 2017 год — развитие института общественной экспертизы в формате нулевых чтений, разработка закона «Об общих принципах организации и деятельности Общественной палаты в Оренбургской области» и мониторинг работы общественных палат в муниципальных образованиях.

Одна из подобных встреч на территориях прошла в июне 2017 года в Сорочинске. Перед представителями местных советов выступил председатель областной палаты Александр Костенюк.

— Становление сильного гражданского общества протекает достаточно сложно и не быстро.  Поэтому актуальной задачей становятся  поиски внедрения механизмов, способствующих повышению активности граждан в общественно-политической жизни,их участия на всех уровнях публичного управления.   Особую роль в этом играют общественные движения, организации.  Они успешно сотрудничают с профильными органами власти, участвуют в решении наиболее острых проблем, в том числе в профилактике конфликтов и поддержании стабильности в межнациональных и межконфессиональных отношениях, в противодействии экстремизму. В области немало примеров, когда грамотная работа с общественниками дает положительный результат. Это касается проектов в сфере патриотического воспитания молодежи, помощи и поддержки старшего поколения, а также инициатив в сфере образования и культуры, — отметил он в ходе встречи.

Эта, как и предыдущая встречи поставили во главу угла общие вопросы, значимость вовлечения общества в работу палат, а также решение частных проблем. Однако о политическом функционале советов — равно, как и практическом применении палат — заявлено не было.

Печальная статистика

Все то же Александр Костенюк в своих выступлениях приводит печальную статистику. Из его слов следует, что сегодня совсем немногие оренбуржцы доверяют НКО и считают, что советы и палаты могут решать реальные проблемы и заниматься насущными вопросами.

Только 24% опрошенных считают, что основной функцией общественных организаций является поддержка социальных инициатив, поддержка общественных инициатив, защита общественных интересов. Видят пользу от НКО для себя лично 10% опрошенных как от организации, занимающейся благотворительностью. Ничего не знают о деятельности НКО 22% респондентов. 

Главной проблемой советов и палат остается абсолютно нейтральное отношение общества — что есть, что нет. 44% опрошенных полагают, что деятельность палат не приносит ни вреда, ни пользы и она не заметна для большинства граждан.

— Оренбуржцы «не видят» работу НКО, не осведомлены об их деятельности, основных функциях, — отмечает Костенюк.

Реакция региона

Оренбургские политики — в основном, единороссы — живо откликнулись на заявление Медведева. Партии и ведомства провели встречи с общественниками, а представители политических сил предложили свои механизмы активизации их работы.

В процессе формирования общественных советов необходимо активное участие общественных организаций, считает депутат Законодательного собрания Надыр Ибрагимов.

– Основная задача общественных организаций – помочь в том, чтобы в общественные советы попали люди неравнодушные, с активной жизненной позицией, точно сформированными целями и задачами, чтобы они, в конечном итоге, соответствовали понятию «общественный совет», – сказал парламентарий. 

Единороссы уже много лет приводят в пример свой консультативный совет — объединение общественных организаций при ЕР работает уже много лет.

– Одной из своих главных целей мы видим развитие общественного диалога. Для этого работа Консультативного совета общественных организаций и объединений должна быть выведена на новый уровень. Для нас принципиально важно сотрудничество с общественными объединениями и организациями. Это наш актив, наш резерв кадров, эксперты, наша опора во всем, что касается развития гражданского общества, – говорит лидер оренбургских единороссов, вице-спикер ЗС Олег Димов.

В настоящее время Консультативный совет включает в себя свыше 30 крупных организаций, таких как областное отделение Российского союза молодежи, общественная организация областного отделения ВОО ветеранов «Боевое Братство», общественное движение женщин – мусульманок города Оренбурга, областной союз театральных деятелей и другие. В рядах общественных объединений области более 300 тыс. человек. Однако о высокий степени влиянии совета говорить не приходится — его работа, скорее, носит консультативный характер.

Депутат Александр Трубников считает, что посыл сделать максимально прозрачными и понятными процедуры формирования общественных советов и их деятельность в преддверии губернаторских и президентских выборов своевременен.

– Общественник, по сути, – это активный участник общественно-политической жизни. Граждане нашей страны могут участвовать в управлении государством как напрямую, так и через своих представителей. Такое право закреплено Конституцией РФ. И важно – вовлекать граждан в процессы демократического и гражданского характера, повышать роль общественных институтов, – сказал вице-спикер областного парламента

Трубников убежден, что люди уже не доверяют «плакатодержателям», возмущенным всем, что попадается на глаза. 

— Это скорее псевдообщественники. Население должно учиться делегировать свое право контроля тому, кто способен реально работать. Общественные советы, как раз, один из таких инструментов. Еще в 2011 году ПрезидентПутин предложил привлекать представителей различных социальных и профессиональных групп к поиску решения политических, экономических, социальных проблем страны, шире использовать гражданские и общественные инициативы. Сегодня идея воплощается на практике, — заключил он.

Политологи: региональные палаты и советы пока не отошли от "декоративности"

Политолог Дмитрий Фетисов считает, что политика федерального центра и политика регионов относительно роли общественных структур расходятся, при этом сравнение — далеко не в пользу последних.

— Несмотря на то, что на федеральном уровне идет постоянное увеличение роли гражданского общества и об этом постоянно напоминается, в регионах ситуация с этим печальная, — отметил он.

По мнению Фетисова, в большей части регионов общественные палаты существуют как "декоративный" орган, не влияя на развитие гражданского общества.

— В абсолютном большинстве регионов те же общественные палаты являются "послушным органом одобрения" при губернаторах и не аккумулируют развитие общественного активизма в регионах, — убежден Дмитрий Фетисов.

Общественные и консультативные советы, а так же "фонды", "палаты" и наблюдательные общественные организации имеют достаточно продолжительную историю. К сожалению, функций, заложенных изначально они никогда не несли, представляя собой в лучшем случае декоративный орган при ведомстве, показывающий наличие "общественного контроля" и обеспечивающий своих членов окологосударственными удостверениями и пропусками на автомобили, заявил RIA56 независимый политолог Александр Асафов.

Политолог отметил, что в сложившейся в России системе власти общественный надзор и контроль чрезвычайно важны, особенно в регионах. Но на практике, представители учреждений и ведомств если не напрямую диктуют повестку для таких организаций, то манипулируют через посредников, обеспечивая себе необходимую "общественную" отчетность и за это решающие личные и бизнес- проблемы особо доверенных общественников.

— Фактически, сложилась парадоксальная ситуация, когда организация, чей долг защищать права граждан и контролировать работу государства в лице его представителей — на самом деле является важным звеном коррупционных механизмов. Хорошо, когда их деятельность номинальна и безвредна, однако известны различные аспекты деятельности особо важных наблюдателей и общественников, в том числе связанные и с уголовными делами. Для простых граждан — единственной возможностью повлиять на власть является прямая линия с Президентом, к которому обращаются с миллионами вопросов, не нашедших ответов у других представителей государства — чиновников и служащих. В таких условиях, когда жизнь ставит перед руководством страны все новые и новые вызовы — прямой контакт с обществом крайне необходим не только на уровне президента. Он должен работать и на всех уровнях власти, — заявил он.

По мнению Александра Асафова, в теории, все консультационные, общественные и наблюдательные советы способны стать посредником между обществом и государством. 

— Но для этого придется полностью реформировать сложившуюся систему раздачи "ксив", "номеров" и закрепившегося "банного" и "позвоночного права", когда большинство вопросов решается "по звонку" из ближнего доверенного круга. Власть должна стать открытой, если этого не случится — представителей "традиционных механизмов взаимодейстствия" ждет много неприятных сюрпризов в ближайшее время, — резюмировал политолог.