Почему Оренбург – город пробок?

За последние несколько лет Оренбург стал самым настоящим городом пробок. До сомнительных успехов Москвы и Петербурга нам пока далеко (и слава богу), но по количеству «сложных мест» и дорожных заторов наш областной центр вполне успешно конкурирует с городами-миллионниками. В причинах этого мы и попытались разобраться.

Пробки на городских магистралях стали настоящей проблемой тогда, когда перестали быть «бичом часа пик». То есть с того момента, когда проезжая по дороге в 11 часов дня или восемь вечера вы рискуете оказаться в дорожном заторе из-за пустяковой причины. Причина может быть действительно пустяковой, но предпосылок к ней – масса.

Водители

Именно главные участники движения – водители – как правило, становятся первопричиной дорожных заторов. В первую очередь под «прицел» попадают две категории: новички и любители агрессивного вождения. Первые создают нервозность своими неловкими движениями, создавая помехи в час пик. Они неудачно перестраиваются, упускают драгоценные секунды для маневра, перестраховываются на перекрестках. Вторые – напротив, ведут себя чересчур агрессивно, создавая помехи в движении окружающих машин. Рецептом от новичков и агрессоров, разумеется, являются полицейские-регулировщики, которые в час пик могли бы вставать на сложные перекрестки, показывая план действий одним и выводя из потока автомобилей других. Увы, тотальный дефицит кадров в ГИБДД не позволяет так «разбрасываться» сотрудниками.

Аварии

Агрессивное поведение водителей на дороге в час пик порождает аварии. Но дело не в самих авариях, а в том, что следует после них. Несколько часов автомобили могут простоять на дороге, ожидая аварийных комиссаров или сотрудников ГИБДД. При этом дорога может быть закрыта столкнувшимися машинами «чуть более, чем полностью».  Самостоятельно оформить европротокол могут единицы. Увы, рецепта от этой «болезни» нет. Пока в России сохраняется нынешняя система автострахования и не меняется алгоритм работы аварийных служб и ГИБДД при оформлении ДТП, разбитые «копейки» с миллиметровыми царапинами на бампере по-прежнему будут создавать пробки. И в часы пик, и после них.

Дороги

Оренбург во многом стал жертвой эпохи «стабильности». Рост благосостояния россиян привел к автомобильному буму. В итоге город оказался переполнен автомобилями. По некоторым данным, более чем в три раза. При этом единственным более-менее грамотным расширением дороги стал ремонт улицы Цвиллинга в 2008-2009 гг. Масштабная реконструкция проспекта Победы, например, столь действенного эффекта не оказала – в частности, из-за большого количества прилегающих улиц, перекрестков и более интенсивного движения (проспект ведет в густонаселенный Степной район, в то время, как улица Цвиллинга – в Промышленный район). Помимо того, в городе сохраняются десятки так называемых «бутылочных горлышек» — тот же проспект Победы после перекрестка с улицей Шевченко, выезд из 24 микрорайона, улица Восьмого марта и так далее. При этом городские дороги устроены так, что в половине случаев расширить их невозможно – необходимы мосты и виадуки. Стоит это баснословных денег, которым у городской казны сегодня просто неоткуда взяться. Проект моста на перекрестке «Победы-Шевченко» «гулял» по кабинетам горадминистрации еще семь лет назад. Там же он находится и сегодня: когда начнется строительство, не может сказать никто.

Ремонт и уборка на дорогах

Ремонтируют — плохо. Не ремонтируют — плохо. Часто именно такую претензию городские власти слышат от оренбуржев. В действительности, свести недовольство горожан к нулю очень просто: ремонтировать и перекладывать асфальт нужно ночью. Или днем, но никак не в час пик. Аналогичная ситуация и с уборкой снега, но здесь порядка чуть больше. Кстати, совсем недавно новый асфальт на улице Терешковой в район остановок «Салют» и «Новая» укладывали прямо в час пик. К чему это привело, мы все понимаем. Пробка тянулась через весь мост до остановки Октябрьской.

Парковки

Бич центра Оренбурга – стихийные парковки. Многие говорят о том, что обустроенных парковок мало, и это во многом справедливо. Но нельзя сбрасывать со счетов и «фактор прижимистого водителя». В частности, возле Центрального рынка есть платная парковка, но пользоваться ей атомобилисты не хотят: кто-то боится, что машину поцарапают, кто-то не хочет тратить на это деньги, а кому-то процесс использования платной парковки кажется слишком суетным. При этом дороги в центре города устроены так, что предупредить стихийную парковку там просто невозможно. Однако не обустроены там и элементарные «пятисекундные» остановки — парковочные карманы, работающие по принципу «kiss and go». Таким образом, центр города остается масштабным плацдармом для мысли городских инженеров и урбанистов. Как разгрузить его от пробок пока не придумал никто.

Полиция

Не люблю «наездов» на полицию, но не упомянуть ГИБДД в этом материале нельзя. Если в час пик не проверять на перегруженной улице тонировку, пробки не появится. Но именно такие проверки этим летом как минимум несколько раз становились причиной заторов. Тонировка по действующему законодательству наказуема, но проверка тонировки в час пик наказывает и тех, у кого стекла чистые. Но дело не только в тонировке: экипажи ДПС в часы пик иногда создают помехи, которых можно было избежать.

Троллейбусы

Одна из визитных карточек города — знаменитые оренбургские троллейбусы, увы, в этом тексте упоминаются в негативной окраске. Медленные гиганты создают существенные помехи автомобилистам. Еще труднее становится в том случае, когда пропадает электричество или слетают «рога». В этом случае на дорогах возникают серьезные пробки и, зачастую, ДТП, ведь троллейбусные «рога» иногда падают и на автомобили.

Ни одну из перечисленных выше причин дорожных заторов нельзя решить быстро. Ничто из этого не исчезнет после «наскока» и «нахрапа». Только долгосрочная стратегия развития городских магистралей, только координация работы ГИБДД и аварийных комиссаров, только постепенное повышение культуры вождения может избавить Оренбург от пробок. Городом и соответствующими структурами, конечно, руководят не волшебники. Но даже «не волшебник» в данном случае способен взять ситуацию под строгий контроль. И если с пробками будут бороться столь рьяно, как с неправильно припаркованными машинами, или, например, с тонировкой, результаты этих действий мы увидим хотя бы чере пару лет.