Не наше собачье дело?
Журналистка газеты "Оренбуржье" Татьяна Богатенкова разбиралась в одном из самых болезненных и непростых вопросов городской жизни — проблеме бездомных животных.
К соседней столовой прибилась местная Люся – из «дворянской» породы. Её заботливо подкармливали, аппетиты росли. Потом выяснилось – Люся ожидает пополнения. В положенный срок она пропала, а потом привела на «подкорм» пятерых деток. Растут они, кажется, не по дням, а по часам, скоро мамку среди этой оравы и не заметишь.
А повар Люба переживает, как выводок переживёт грядущую зиму.
– Разберут, может, по домам щенков? А то увидит кто – расстреляют…
Нет сомнений, что через несколько месяцев Люськино семейство снова пополнится. И таких примеров масса. Жалея и прикармливая малышей, добрые люди делают не очень-то, по сути, доброе дело. Потому что когда милые щенки и котята превращаются во взрослых собак и кошек, остаются никому не нужными. Сами по себе.
На кусочки
Моя знакомая Наталья, проживающая в 23-м микрорайоне областного центра, недавно в красках описывала, как собаки во дворе жилых домов разорвали на части местную кошку. На глазах у соседей и детей. Рассказывать о том, как теперь жители этих многоэтажек относятся к братьям нашим меньшим, думаю, нет нужды. Настрой один – бороться самыми категоричными методами, проще говоря, отстреливать.
– Давай объективно на проблему посмотрим, – говорит Наталья. – Да, животных жалко, безусловно. Но что делать? Оставлять, чтоб плодились? А если бы вместо кошки был ребёнок? Защитники животных хотят усыплять только буйных. Может, идейные граждане уже придумали фильтр для собак, сортирующий на буйных и небуйных? Хотела бы узнать.
Каждому – по диагнозу
Масла в огонь подливают периодические сообщения администрации Оренбурга о случаях выявления бешенства среди бездомных собак.
Тут возникают вопросы: каким образом специалисты выявляют случаи заболевания бродяжек? Все трупы исследуют на предмет заболевания? Это уж навряд ли. А вот послужить поводом для возобновления отстрела подобное сообщение может. Что и случилось: к этому способу, несмотря на прошлогодний запрет суда, решено вернуться «из-за быстрорастущей популяции собак». Сообщается, что 50 собак запланировано стерилизовать, 1 300 усыпить с помощью специального препарата.
Кстати, то самое решение суда удалось обойти: выводы его касались только ООО «Лидер-Сервис», осуществлявшего отлов на момент рассмотрения дела. Сейчас создана другая организация – ООО «Экоспутник».
По закону и на деле
Правила профилактики бешенства не предусматривают массового убийства бездомных собак: «регулирование численности безнадзорных животных проводится путём их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства» (пункт 9.5).
Есть ещё закон «О содержании домашних животных в городах и других населённых пунктах Оренбургской области», по которому пойманные на улицах домашние животные должны помещаться в приют кратковременного содержания.
А на деле все по-другому. Есть масса свидетельств того, как «истребители» выполняют свой план. В зачёт идут все: и взрослые особи, и щенки. За большими порой приходится побегать, а вот малышня сама доверчиво идёт навстречу. Навстречу кирпичу, которым получает по голове. Кто полуживой, кто на последнем издыхании отправляется в общую кучу в спецмашине, чтобы потом оказаться на свалке.
Приютов у нас нет. Хотя, по действующему областному закону, строить их должны муниципальные образования, те кивают на федеральное законодательство, мол, это региональные полномочия. Область не отказывается.
Рабочая группа при комитете Законодательного собрания области по аграрно-промышленному комплексу трудилась над проектом нового закона не один месяц. Проект закона «О содержании и защите домашних животных в Оренбургской области», который может стать действующим, уже готов. Ознакомиться с ним может каждый желающий на сайте www.zaksob.ru.
Но вряд ли он будет включён в план очередного заседания областного парламента. Ведь после принятия закона потребуется немало денег на реализацию. В условиях острой нехватки бюджетных средств он пока так и остаётся проектом, а вопрос о том, как вместе жить людям, кошкам и собакам на общей территории, – открытым и требующим решения.
А как у них?
В США собака, оказавшись на улице, не успевает стать бродячей: о потерявшемся животном в службу «911» сообщают горожане, и полицейские с волонтёрами из приютов немедленно приезжают, чтобы забрать его. У хозяина есть восемь дней, чтобы заявить свои права на найденное животное, после этого оно будет передано другому.
В Германии хозяин, выбросивший домашнее животное на улицу, наказывается штрафом в размере 25 000 евро.
В Италии каждый, кто выбросит кошку или собаку, может быть привлечён к уголовной ответственности сроком на один год и к штрафу в размере 10 000 евро.
В Риме есть целая площадь, отданная для бездомных кошек. Им обеспечен уход.
В Таиланде в 2007 году введён запрет на прикармливание уличных собак. Все незарегистрированные животные могут быть изъяты у хозяина и направлены в питомник, где, как и пойманные безнадзорные, будут находиться до своей естественной смерти.