Транспортной полиции России 95 лет
В этом году транспортной полиции России исполняется 95 лет. На протяжении своего существования этот орган неоднократно подвергался реформированию в соответствии с временем и политической обстановкой в государстве. Однако приоритетными его задачами всегда являлись защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Железнодорожная жандармерия была создана 28 апреля 1827 года для обеспечивания безопасности на транспорте, сопровождения и предотвращения хищений грузов.
В ведение каждого жандармского полицейского управления включался участок дороги протяжённостью 200 вёрст. В штат управления входили начальник, адъютант, начальники отделений и унтер-офицеры – от 120 до 300 человек. Все имели статус военнослужащих, несли «все обязанности и пользовались всеми правами наружной полиции, принимая участие в охранении внешнего порядка и в предупреждении и пресечении нарушений общественного благочиния и безопасности на определённых районах железных дорог». Кроме того, железнодорожные жандармы должны были наблюдать за целостностью пути и дорожных сооружений, не допускать к ним посторонних.
Основными силами охраны «благочиния и порядка» являлись жандармские унтер-офицеры (говоря современным языком – сотрудники патрульно-постовой службы). Они патрулировали не только станции, вокзалы, но и депо, мастерские, склады, подъездные пути и прочие пристанционные объекты. Раз в месяц патрульные обходили весь вверенный им участок железной дороги. Их полномочия были чрезвычайно широки: проверки исправности люков запоров и дверей вагонов, пресечение допуска к погрузке посторонних, присутствие при наложении пломб, вторичный осмотр пломб и замков перед отправлением поезда, проверка в присутствии понятых сохранности груза при каждом подозрительном случае, выезд на место происшествия.
Отличительным знаком нижних чинов железнодорожной жандармерии от других жандармских структур были особые нагрудные бляхи, на которых выбивались название конкретного полицейского управления и личный номер владельца. Переодеваться в гражданское платье жандармам, как и всем российским военнослужащим, категорически запрещалось.
Вследствие бурного развития транспортной сети жандармские полицейские управления железных дорог стали самыми крупными подразделениями Отдельного корпуса жандармов.
Наиболее распространённым видом преступлений в те годы были хищения грузов. Отсутствие сыскных подразделений частично компенсировалось неплохо налаженной системой учётов и хорошей организацией патрульно-постовой службы. Железнодорожная жандармерия была ликвидирована вместе с Отдельным корпусом жандармов в ходе Февральской революции 1917 года.
18 февраля 1919 года (именно эта дата считается днём образования органов внутренних дел на транспорте) был издан декрет ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», в котором говорилось: «В целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР охрана порядка переходит в ведение Комиссариата внутренних дел и выполняется железнодорожной милицией». Её руководящим органом стал железнодорожный отдел при Главном управлении советской рабоче-крестьянской милиции НКВД.
С декабря 1921 года железнодорожная милиция прекратила своё существование. Но государственная система обеспечения правопорядка и борьбы с хищениями грузов не была отменена, а лишь изменила организационно-правовую форму. Со временем она не стала отвечать потребностям дела, и 26 июня 1937 года совместным приказом НКВД и НКПС СССР была воссоздана железнодорожная милиция. А ещё через год восстановлен линейный принцип её построения.
В 1947 году образовались управления охраны Министерства государственной безопасности, а в 1953-м, в результате объединения Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности, транспортная милиция стала составной частью МВД Советского Союза. В 1971-м она расширила сферу деятельности. Были организованы воздушные подразделения. А в 1980 году создана единая система органов внутренних дел, в которую вошли подразделения на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. В 2010 году в результате реформирования образовано Главное управление на транспорте МВД России.