Что стоит за заявкой на митинг?

Или о том, кто и как старается придать политическую окраску обвинениям в нарушении закона.

В минувший четверг — 20 февраля — в райцентре состоялось расширенное заседание общественно-политического совета. На него были приглашены все руководители организаций, предприятий, силовых структур и общественных организаций района.

Один из обсуждаемых вопросов – поступившее заявление о проведении митинга на территории пос. Светлый  жителями Адамовского и Светлинского районов. Темой митинга организаторами указывается выражение озабоченности экономическим и социально-политическим положением восточного Оренбуржья.

Какую цель преследуют организаторы митинга, остается только догадываться. Но в наступившем 2014 году по востоку нашей области «поползли» слухи о том, что в соседней Адамовке происходят какие-то события. Конкретно что-то сказать люди не могли, каждый трактовал ситуацию по разному.

Для того чтобы располагать информацией о происходящем, я обратилась к нашим коллегам из адамовской газеты «Целина». Вот передо мной номер этой газеты от 18.02.2014 г. с публикацией «Адамовские отголоски в московском «Эхе». Корреспондент радио «Эхо Москвы в Оренбурге» Максим Курников берет интервью у заместителя начальника Управления МВД России по Оренбургской области – начальника следственного управления, полковника Равиля Белева.

«Корреспондент: Много сейчас говорится об Адамовском районе, в том числе и в связи с теми митингами, которые там проходят. Я так понимаю, что в Адамовском районе какие-то особенные проблемы есть. В двух словах расскажите о ситуации.

Р.Белев: Да, Максим, действительно, для востока нашей области характерны хищения скота. Если мы говорим о 2013 годе, то по области зафиксировано всего 426 преступлений, связанных с хищением скота. Из них 87 преступлений, каждое пятое преступление, совершено на территории Адамовского района. В Ясненском районе зафиксировано 20 аналогичных преступлений, Кувандыкском – 22, Гайском – 17, Новоорском – 13.То есть, в соседних районах у нас практически в разы меньше фиксируется хищений скота, нежели в Адамовском районе.

Корреспондент: Почему, на ваш взгляд, именно в Адамовском районе такая ситуация сложилась?

Р.Белев: Анализ проводился. То, что на территории Адамовского района и приграничных с ним районов действуют определенные преступные группы, мы пришли к выводу еще в позапрошлом году. Начали работать в этом направлении. Первые успехи по доказыванию признаков организованной преступной группы мы достигли в прошлом году, когда следственной частью УМВД области было расследовано преступление в отношении Мусаева, Сергеева, Берегового, Мурзагулова. Четыре обвиняемых. Им предъявлено обвинение по 158 статье Уголовного кодекса, часть 4 – преступление, совершенное организованной преступной группой в особо крупном размере.

Корреспондент: Это уже доказанные эпизоды?

Р.Белев: Да, это доказанные эпизоды, мы предъявили обвинение и с обвинительным заключением уголовное дело направлено в суд».

Кстати, в вышеупомянутом 2013 году, в Светлинском районе имел место эпизод кражи скота  в пос. Коскуль, пропали 14 голов КРС и найдена только одна, лошади в количестве 37 голов были угнаны из того же Коскуля в 2011 году. Животных нашли и вернули хозяевам, но еле живыми! И  вернули не всех: трёх не досчитались, одна была убита теми, кто угонял. К розыску приложено немало усилий и средств, и они были не напрасны.

Но вернемся к номеру «Целины».

«Корреспондент: Ну, и подходя ближе к тому, что сейчас происходит, в том числе и в Адамовском районе. Насколько я понимаю, часть возмущений связана с задержанием некоторых людей в Адамовском районе, которые, по вашему мнению, тоже занимались подобными вещами.

Р.Белев: Да. В настоящее время, действительно, в производстве следственной части Следственного Управления находится уголовное дело в отношении группы, в которую входили Кулахметов и Бондарев, а также другие члены этой преступной группы. Всего 7 человек. В отношении всех семерых фигурантов избрана мера пресечения арест и предъявлено обвинение по статье 158, части 3, 4 Уголовного кодекса. Чтобы было понятно, это тяжкие составы.

Корреспондент: В чем они подозреваются?

Р.Белев: В настоящее время эта группа подозревается в совершении пяти эпизодов преступной деятельности на территории Адамовского района с 2008 года по 2013 год включительно. Если говорить в общем, по всем пяти эпизодам, мы собрали достаточные доказательства, которые позволили нам предъявить обвинение и избрать меру пресечения. Преступниками похищено 125 лошадей, причинен ущерб 25 сельским жителям, в том числе 1 юридическому лицу – СПК «Комсомольский». За один раз преступники могли похитить целый табун. В одном эпизоде – это 12 лошадей. Второй эпизод – 38. Еще один эпизод – 46 лошадей.»

А вот у меня в руках уже другой номер адамовской «Целины» (№13 от 22.02.2014 г.), статья «Попытка номер два». Автор его представляет обзор уже двух проведенных митингов, организаторами которых являются родственники и приближенные Кулахметова К.Ж.

«По информации правоохранительных органов в отношении Каната Кулахметова и группы других лиц возбуждено уголовное дело за совершение краж сельскохозяйственного скота, ему предъявлено обвинение, судом избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Видимо это и стало причиной ранее не замечавшейся политической активности организаторов митинга.

Первый митинг в январе 2014 г. собрал около сотни человек, в большинстве своем родственников, друзей и знакомых фигурантов уголовного дела. Для простых жителей района очевидна цель проведения данных акций – придать политическую окраску обычному уголовному делу, создать «ореол мучеников и жертв» лицам, в отношении которых предъявлено обвинение в краже.

Второй митинг готовился более тщательно: в почтовых ящиках жители увидели приглашения, был организован подвоз участников, анонсировалось участие в митинге представителей ЛДПР и КПРФ, а призывы к участию в нем, как ни странно, раздавались даже среди прихожан мечети. Да и заявленное число участников в 3000 человек выглядело солидно.

Однако масштабы митинга разочаровали. Участие в нем, по данным полиции, приняло 172 человека, а массовость придавали только одетые в гражданскую одежду сотрудники правоохранительных органов, да любопытствующие прохожие. Однако для любого желающего выступить о проблемах, либо о путях их преодоления оказалось невозможно, слово предоставлялось только по разрешению организаторов митинга. Несмотря на желание выступить перед населением, депутату Законодательного собрания Насыбуллину И.И., главе поссовета Борникову В.В. слова так и не дали. В общем, конструктивного диалога не получилось, да и не планировался он организаторами митинга.

Озвученные на митинге вопросы в большинстве своем могли быть разрешены не с помощью митинга, а путем обращения граждан на прием к главам сельских поселений, обращений в контролирующие органы и прокуратуру. Такая возможность у жителей района есть, не так давно прием граждан по личным вопросам проводили вице-губернатор области, первый заместитель прокурора области, да и забывать о том, что многие проблемные вопросы относятся напрямую к компетенции главы района не стоит. Как и на первом митинге нашлись недовольные уголовным преследованием своих родственников граждане. Только вот вопросы эти решаются не на митинге, а в суде. Организаторы митинга не могли этого не понимать, но видимо цель оправдывает средства.

Зная истинные причины митинга, не почтили его своим посещением и политические деятели указанных партий, никто не захотел ассоциировать себя с уголовными делами, ведь политика и уголовный кодекс вещи не совместимые.

Хотелось задать вопрос организаторам, почему они стали борцами за социально-экономическое благополучие восточного Оренбуржья только после ареста Каната Кулахметова и каким образом при обозначенных ими экономических проблемах удалось им купить дорогие иномарки? Бедность, она ведь разная бывает – у кого-то миллиона до третьей иномарки не хватает, а кто-то действительно из-за кражи лошади последних денег лишился».

Далее в номере газеты привлек мое внимание опрос адамовцев,  проведенный прямо на площади и улицах — особенно мнение простых жителей.

«Барлык — работающий житель села: К митингу отношусь отрицательно, два года назад у меня украли скот, ущерб не возмещен, семья понесла убытки, скотокрадов строже наказывать надо, а не на митингах защищать, от них страдают простые жители сел, земляки.

Валентина Андреевна — пенсионерка: Проблемы есть и всегда будут, нам пенсионерам не сладко живется, но проблемы надо решать в органах социальной защиты, администрации, а не митинги устраивать. Мне в ящик закинули листовку, но участие в митинге я принимать не стала.

Антон, 19 лет: Мне предложили поучаствовать в митинге, сказали, будет интересно. Я согласился, привезли меня сюда бесплатно. Постоял минут пятнадцать, прошелся по магазинам, сделал свои дела, может еще и денег за участие дадут. А про что говорят на митинге, мне не интересно».

Вот теперь, уважаемый читатель, у нас складывается более полная картина о том, что происходит у наших соседей в Адамовском районе.

Организаторы митинга указывают в качестве цели выражение недоверия областной исполнительной власти в связи с неблагополучным положением в восточном Оренбуржье. Сложности есть, но и засуха на протяжении последних нескольких лет не могла не сказаться на развитии сельского хозяйства. Да и кризис мировой страну нашу и наш район стороной не обходит.

Но учтем и другое. Наши дети сидят за партами в теплых классах, не кутаясь в «сто одежек», как это было несколько лет назад. А потому, что образовательные учреждения отапливают мини-котельные. Школы действительно стали культурными центрам  сел. А открытие дошкольных групп при образовательном учреждении или даже целого детского сада? До недавнего прошлого об этом не могли и мечтать жители села. Ну а что значит для отдаленных сел ФАП, это даже и обсуждать не нужно. В п. Светлый готов к сдаче в эксплуатацию ФОК, отстроен заново стадион, люди из ветхого жилья переезжают в новые благоустроенные квартиры с ванной и горячей водой. И этот список можно продолжать.

За последние годы наш «забытый богом» район губернатор области Юрий Берг посещал много раз, и этим самым на деле доказал, что он наш двадцатый депутат. Любой житель нашего степного края мог к нему лично обратиться, и он всегда откликался, будь ты рабочий, служащий или простой безработный.

В народе есть такая пословица «Под лежачий камень вода не течет», так давайте мы с вами не будем теми лежачими камнями, которые только и умеют, что жаловаться и стонать. Каждый человек строит свою судьбу сам! А от митингов и забастовок мы лучше жить не станем. Давайте, каждый задаст себе вопрос «А что сделал я, чтобы лучше жила моя семья, моя страна, мой народ». И попробуем на него ответить. Без митинговщины, на которую нас настойчиво подбивают с весьма сомнительными целями.