Шайхутдин Файзуллин: В армии некурящим пограничникам Сталин выдавал конфеты

Свой девяностый май встречает житель села Дюсьметьево Пономаревского района Оренбургской области Шайхутдин Шамсутдинович Файзуллин. Этот весенний месяц для него особенный, значимый. Одни праздники. В мае он отмечает день рождения, как участник Великой Отечественной войны каждый год празднует День Победы, как служивый погранвойск — День пограничника, как радист — День связиста.

И это еще не все статусные регалии уважаемого  на селе человека, который своей жизненной дорогой доказал человеческие резервы. Он их реализовал по максимуму благодаря тому, что не переставал  и не перестает учиться всему, постигая новые сферы, познавая все удивительное и увлекательное. Судьба дала ему для этого главный шанс — долголетие и крепкое здоровье.

Шайхутдин Шамсутдинович родился в многодетной семье в селе Дюсьметьево. Начальную школу окончил в родном селе, 4-5 классы отучился в Наурузово. В то далекое предвоенное время дети, еще не достигнув подросткового возраста, становились самостоятельными. Пятиклассник Шайхутдин едва «оперившимся» пацаном, как и все его ровесники,  отправлялся и возвращался со школы из села, находившегося за 30 километров. В зимнее время выручали коньки. На них мальчишки по льду реки Дема добирались до школы и обратно.

Те воспоминания в памяти у Файзуллина  отложились на всю жизнь. Период был насыщен детскими приключениями, трудностями и испытаниями, описать которые не хватит газетной полосы. После окончания шестого класса Шайхутдин, едва достигший подросткового порога, пошел работать в колхоз, где трудился до 1944 года. К тому времени семья Файзуллиных успела пройти все тяготы и горе, приносимые войной.

В 1942 году под Смоленском пропал без вести глава семьи Шамсутдин Фасхутдинович, призванный в первый же год Отечественной войны. Каково было матери отправлять сына на фронт после такой утраты? И хотя война к  тому времени близилась к концу и советские войска победным маршем ступали на западную территорию, освобождая  от фашистов города и села, смерть подстерегала бойцов каждый день.

Шайхутдин был определен во внутренние войска НКВД, участвовал в освобождении Западной Украины. О бандеровцах он, пулеметчик, знает не понаслышке. Боевые задания часто были связаны с освобождением территорий именно от этих поборников. Днем ставили оцепление, а ночью прочесывали лес. В один из  таких дней Шайхутдин два раза заглянул в лицо смерти. Во время поиска противника мимо уха дюсьметьевского паренька просвистела снайперская пуля, упав практически у его ног. Не успел он отвлечься от мысли, что чудом остался жив, рядом идущий сержант спас его от прицела прячущегося в густой траве бандеровца, в которого боевой товарищ пустил целую обойму патронов, вовремя заметив. Такой перст судьбы часто определял завтрашний день Файзуллина. Он три раза получил боевое ранение, в том числе и контузию, госпиталь «латал» бойца и ставил опять в строй. Победу встретил в Карпатах. Известие привело всех в ликование — кто салюты пускал, кто из автомата в воздух стрелял.

— А я с ручного пулемета строчил,- вспоминает до сих пор дедушка с довольной улыбкой на лице.

Закончилась война, но не служба для Файзуллина. Свой гражданский долг он выполнял в погранвойсках аж  до 1951 года, находясь в Карело-Финском пограничном округе. И не просто служил, но и учился до 1948 года, стал радиотелеграфистом, окончил школу младшего начальствующего состава. Демобилизовался в звании старшины. Служба связистом, где стал асом по части азбуки Морзе, дальше предопределила его судьбу. За 2-3 дня до дембеля Шайхутдин, находясь в Петрозаводске, перехватил важную радиограмму, посылаемую с пограничного корабля «Сапфир», о чем доложил своему командованию. Сигнал тогда не услышали в Мурманске. И если бы не профессиональный навык Файзуллина, ход событий в конкретной истории мог быть другим. О важности ситуации говорит тот факт, что дюсьметьевского связиста удостоили награды — денежной премии, о чем он узнал лишь спустя месяц. К тому времени успел вернуться в родное село, где женился, как сам говорит, на первой красавице Зулейхе. Вместе с супругой переехали в Душанбе. 

Вовремя награда в виде 500 рублей нашла бойца. Этой премии хватило на то, чтобы купить в городе частный дом с большим фруктовым садом.

Будучи уже семейным, бывший фронтовик продолжил учебу в вечерней школе. Днем работал в связи, вечером ходил на занятия. И так 4 года, после поступил в институт, по окончании которого стал ученым-зоотехником. Так что в родное село Дюсьметьево, куда с семьей перебрался в 1959 году из-за того, что азиатский климат ему не подошел, вернулся подготовленным специалистом. В колхозе были рады такому кадровому пополнению, тем более в хозяйстве открылась откормплощадка на 4 тысячи голов КРС.

До выхода на пенсию Файзуллин был незаменимым на своем посту главного специалиста в животноводстве, отрасли получившей в те годы хорошее развитие. Будучи уже на заслуженном отдыхе, он продолжал трудиться, так как колхозное руководство нуждалось в его опыте и организаторских способностях. На пенсии работал не только в животноводстве, но и охранял объекты на току.

Неугомонный Шайхутдин Шамсутдинович и сегодня в свои 90 лет не любит сидеть без дела — держит овец. Хоть какое-то занятие, иногда спасающее от одиночества.

Секрет долголетия – это здоровый и активный образ жизни. Дедушка никогда не курил. По его примеру не курят его сыновья и внуки. Все зятья тоже некурящие.

— В армии некурящим пограничникам Сталин выдавал конфеты — с гордостью говорит он.

Два года назад верная спутница жизни — супруга Зулейха почивала, не дожив всего один год до железной свадьбы (65-летие). Вместе с ней они вырастили и воспитали 5 детей, дав всем высшее образование. Четверо из них ведут городской образ жизни. В селе осталась  лишь дочка Зульфия со своей семьей. Она учительница иностранных языков, каждый день навещает отца, который сегодня нуждается лишь в одном — общении.

Хотя одиночество его спутник, все же занятие для себя всегда находит. Много читает. Несмотря на преклонный возраст, не теряет тяги к знаниям. Посещает со дня открытия в 1992 году мечеть, где освоил арабскую графику. Знания делают его оптимистичным человеком, дедушка не утратил чувство юмора, а потому остается приятным собеседником. Любят с ним общаться его дети, 11 внуков и 18 правнуков. Со многими из них, правда, связь заочная. Внучка Зиля, например, живет в Канаде. Но он ее видит часто по телевизору, так как его потомок — президент Всемирной ассоциации конгресса татар. Поздравления дедушка получает от родных людей не только из далекого Монреаля, но из Испании и разных уголков России. Но многие приедут на юбилей к прадедушке, дедушке и отцу. Встречать ему предстоит более 20 человек с пожеланиями и исходящей от них любовью.