Эксперты смоделировали крушение самолета Ан-148

МАК завершила расшифровку бортовых самописцев самолета Ан-148, разбившегося 11 февраля в Подмосковье. Основной версией названо обледенение приемников полного давления. Каким образом авиасудно потерпело крушение, пытаются смоделировать различные эксперты. Мнениями специалисты делятся с журналистами. Так в эфире «Пятого канала» авиаэксперт Михаил Привалов попытался объяснить происходящее на рейсе «Москва – Орск».
Ситуацию эксперт смоделировал на симуляторе Боинга-737. Михаил Привалов попытался воссоздать условия, аналогичные тем, что возникли на борту Ан-148. Несмотря на то, что это разные самолеты, они подчиняются одним и тем же законам аэродинамики и конструктивно отличаются не многим, пояснил эксперт. Принципы управления этими большими машинами также очень похожи.
Запуск систем
Перед взлетом экипаж любого самолета запускает все необходимые системы, сверяя свои действия по специальной «контрольной карте». По данным Международной авиационной комиссии, пилоты Ан-148 перед полетом не включили так называемый «обогрев ППД» — приемников полного давления, благодаря которым определяется скорость воздушного судна, что привело к замерзанию датчиков и неверным показаниям скорости. Этот факт подтвердила расшифровка бортовых самописцев.
— Инструкции Ан-148 и Боинга-737 различны, но пункт, требующий запуска обогрева ППД присутствует везде и пропустить его невозможно, — объяснил Михаил Привалов.
На дисплее у командира воздушного судна скорость упала до нуля, а у второго пилота, снизилась до 200 км/ч. Именно этот факт, вероятно и вызвал панику экипажа Ан-148.
— На определенной малой скорости начинается срыв потока воздуха с крыла и резко падает подъёмная сила, удерживающая самолет в воздухе и, как следствие, он начинает падать, — комментирует специалист.
По всей вероятности, полагают эксперты, пилотам Ан-148 не удалось идентифицировать и устранить причину неправильных показаний скорости.
Был ли шанс?
— На каждый аварийный случай есть четкие инструкции, а, значит, и шанс удержать судно в воздухе был. На случай «особой ситуации» у пилотов имеется сборник инструкций и таблиц. Данные из таблиц в QRH помогают выдерживать необходимую для данных условий полета скорость путем установки режима работы двигателей и тангажа, исходя из массы самолета и высоты полета, — объясняют журналисты.
На то, чтобы обнаружить проблему, найти нужную инструкцию и приступить к устранению сбоя на симуляторе, у пилота симулятора ушло несколько минут. Но в реальной ситуации для того, чтобы приемники воздушного давления оттаяли, тоже понадобилось бы время, которого, вероятно, экипажу Ан-148 не хватило. Решить эту проблему было возможно, увеличив скорость самолета. Пилоты Ан-148 же принимают решение снижаться.
Что помешало летчикам действовать по инструкции — пока не ясно. Но, версия, что летчики поддались панике, кажется специалистам сомнительной.
Самолет «Саратовских авиалиний» Ан-148, летевший рейсом «Москва – Орск» разбился 11 февраля. Борт потерпел крушение спустя 4 минуты после набора высоты. На борту находился 71 человек – 65 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они погибли. Большинство погибших – жители Оренбургской области. В трагическом списке трое детей.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Девять дней спустя. Более 1000 орчан пришли в Сквер Славы почтить память погибших пассажиров Ан-148
«Саратовские авиалинии» опровергли данные о просроченном медзаключении командира упавшего Ан-148
МЧС завершило поисковые работы на месте крушения Ан-148 в Подмосковье
Оренбургское правительство начало выплаты семьям погибших при крушении Ан-148
В память о погибших пассажирах Ан-148 оренбуржцы выпустили в небо 71 воздушный шар
«Черный ящик»: пилоты Ан-148 растерялись и спорили во время крушения
Прерванный полет: что известно о погибших пассажирах рейса «Москва — Орск»