ГТРК «Оренбург» 55 лет: вчера, сегодня, завтра

Вот уже 55 лет оренбургское телевидение не меняет адреса  —  пер. Телевизионный, 3

Утро начинается с новостей: пока собираешься на работу или учёбу, вполуха слушаешь да смотришь, что же произошло в России и Оренбургской области за день прошедший. Третьи «Вести» начинаются в 7:35, если их застаёшь, значит, уже опаздываешь. Хотя этот ритуал давно стал привычным и представить день без просмотра каких-либо «Новостей» практически невозможно, так было не всегда. Когда-то наличие телевизора было чем-то сказочным и невероятным, а запись эфира – волшебным. В этом году ГТРК «Оренбург» исполнилось 55 лет – на страже нашего утра, дня и вечера; вчера, сегодня и завтра.

Вчера.

Телевидение появилось в Стране Советов в 1930-е, но массовое распространение получило после войны, когда было налажено массовое производство телеоборудования. Тогда небольшой ящик, показывающий сменяющие друг друга картинки, был настоящим чудом и казался чем-то невероятным. Бытовало выражение «пригласить на телевизор» — действительно и приглашали, и смотрели. Тогда нельзя было, как сейчас, посмотреть любимый сериал в одиночестве – сбегались вся знакомая детвора. Такой вот праздник.

Репетиция. Режиссёр Ольга Стаднюк и автор песни «Оренбургский пуховый платок» Григорий Пономаренко. Фото из архива Павла Рыкова.

В Оренбург телевидение пришло позже, чем в Москву, столицы республик и крупные города. Но какая была радость осенью 1961 года – своё! Свои дикторы, свои программы, свои…эксперименты.

— Кто пришёл на телевидение в первую очередь? Люди из газет, школьные учителя, — рассказал RIA56 бывший директор ГТРК «Оренбург» Павел Рыков. – Главный недостаток того времени – непонимание того, что надо использовать картинку. И картинки было не очень много, было мало киноплёнки. Только студия, где сосредотачивалось наше телевидение. Но оренбургское телевидение практически сразу начало осваивать сложные жанры: появились оперативные репортажи, документальные фильмы…  

С таких камер и начиналось оренбургское телевидение.

Павел Филиппов, Антонина Лукина, Юрий Карасевич, Римма Забелина, Владимир Альтов, Марина Таран – вот имена первопроходцев, с которых началось местное телевидение. В прямом эфире – а тогда не было «записи» — ставили и телеспектакли (кстати, на экранах того времени блистал Александр Папыкин), а перед премьерой расклеивали афиши. Да и вообще ТВ того времени было просветительским. Было много бесед с артистами, людьми труда.

Диктор Галина Днепровская с артистом Юрием Яковлевым

Снимали на плёнку, что было долго и затратно: не только снять, но и проявить, смонтировать, склеить, высушить. Хорошо, если сегодня сняли, а завтра успели показать. Телевидение шло в ногу с техникой, режиссёры и журналисты осваивали новые возможности.

— Политика того времени и прямой эфир рождали забавные моменты. Всё должно было пройти через цензуру – писался и согласовывался текст, далее – заучивался, — продолжил Павел Георгиевич. – Как-то на программу пригласили птичницу, дали ей вопросы и ответы. Она всё добросовестно выучила. Репетировали без включения тв-аппаратуры, потом с ней, потом был генеральный тракт, когда всё шло, как в эфире. И вот бедная женщина насиделась под лампами, а ведь было ужасно жарко в студии, забыла, что она выучила. И в отчаянии вышла из кадра… Женя Вовк, журналист, всё же, вернул её.

Журналисты борются с бездрожьем и разгильдяйством. 60-е.

Следующий этап наступил, когда в Оренбург пришла московская программа – в вечерние передачи. Появились и передвижные телевизионные станции, которые позволяли вести телемосты. А вокруг работников был ореол чего-то необыкновенного. Это были 60-е…

Позже появились видеозапись – советские медиа надолго попрощались с прямыми эфирами – и цвет. Новые возможности.

Великое счастье: видеомагнитофон «Кадр-3». 70-е.

Павел Рыков пришёл на оренбургское телевидение в 1975 году. Уже появились рубрики, передачи, направления. Работники постоянно повышали свою квалификацию. И при технической бедности местное телевидение отличалось своей дерзостью и хорошим подбором творческого персонала. Передачи выходили и на центральное телевидение.

Экс-директор ГТРК "Оренбург" Павел Рыков на записи программы

В 1988 году Павел Георгиевич назначен председателем Оренбургского комитета по телевидению и радиовещанию (будущее ГТРК «Оренбург). За время работы он получил немало наград, объездил всю область и даже снимал сюжеты за пределами нашей страны, основал сатирическую программу «Сердитая камера»…

В 90-е появились первые мобильные камеры, стали исчезать так называемые «мокрые процессы». Появились профессиональные камеры и магнитофоны – импортные, огромные.

Журналисты ГТРК работали далеко за пределами области. Оператор Виктор Шукоян снимает уток во дворе средневекового замка Ирландии.

— Компания не стала бы такой, какой мы видим её сейчас, без… всех. Есть так называемые «медийные лица», но ведь телевидение – это коллективный труд журналиста, оператора, режиссёра, инженера и даже парикмахера, — пояснил Рыков. – За кадром огромное число людей, которое никогда на экране и не появляется. Если кто-то уходит, понимаешь, что человека не сразу заменишь.

Сегодня

Можно бесконечно долго рассказывать об истории телевидения, в том числе и оренбургского. А можно ненадолго переместиться в ГТРК «Оренбург» и посмотреть, чем живёт компания сегодня…

День в редакции начинается… он, пожалуй, и не заканчивается, потому что двери ГТРК открыты круглые сутки: утром, днём и вечером здесь кипит жизнь – плодотворно работают сотрудники, а ночью кто-то обязательно дежурит. Выключается свет и царит спокойствие, только неспящий человек на страже. Вдруг в городе или области случится что-то экстренное? Дежурный в центральной аппаратной держит прямую связь с МЧС и в случае необходимости даст сигнал.

Утро. Одними из первых на телевидении просыпаются… водители. Ранним утром они доставляют в офис телекомпании ведущих, корреспондентов, редакторов. В 6:20 уже начинается прямой эфир передачи «Утро Губернии» на «Радио России Оренбург». А в 6:05 не только на радио, но и на телевидении показывают первый выпуск «Вестей Оренбуржья» — всего 10 раз за день.

С чего начинается ГТРК? С сюжетов, сотрудников или телевышки? Всё немного прозаичнее – с «проходной».

Далее – выход во двор, по прямой и в основное здание. Случайному человеку здесь несложно заблудиться: два этажа, длинные коридоры, похожие друг на друга двери… Но опытный сотрудник никогда не сделает «поворот не туда». Да и гостя обязательно встретят и проводят.

Кстати, о гостях. Приходят они на ГТРК рано, когда город еще только просыпается, на «Маёвку». Интересная и необычная передача, объединившая 10 ведущих и неформальную обстановку: здесь журналисты могут себе позволить слегка «похулиганить», да и нередко мнения ведущих могут отличаться. Конфликт, разговор – настоящая жизнь! К тому же, напротив могут сидеть как официальные лица, так и простые, но интересные собеседники. И кто знает, куда повернёт сюжет.

Отсюда выдаются эфиры. Контроль ситуации на всех каналах.

Снимают «Маёвку» там же, где и «Вести Оренбуржья» да и многие другие программы. Помещение одно, но разделено на два пространства: стол, за которым сидит ведущий, с видеостеной и более неформальная зона. Надпись «Оренбург», столы, стулья и чайники (чай-то настоящий!), «городской» фон… И техника. Очень много техники – камеры, суфлер, осветители. Все это перед «стартом» включают и настраивают инженеры. Они – тоже ранние пташки компании.

Кстати, продолжается масштабная модернизация, начатая несколько лет назад. Стремительно обновляется технический парк: оборудование заменили на современное, цифровое. Всего 2 года назад открылась новая студия, тогда это был шаг вперёд, но сегодня этого мало. Сейчас идёт ремонт и монтаж будущей студии, которая станет самой большой и современной в Оренбурге. Обновляется и внешний вид пока непрезентабельных холлов и коридоров – вскоре и они засияют новыми красками. Всё это стало возможным благодаря директору ГТРК «Оренбург» Ларисе Мурашовой.           

Совсем скоро здесь будет новая студия.

Часть программ ГТРК можно увидеть не только на канале «Россия 1», но «Россия Культура» и «Россия 24»; работают две радиостанции: «Радио России Оренбург» и «Маяк». Новости – это бесперебойный конвейер, в котором важен каждый сотрудник, а их в компании 165. Более 60 информационных и развлекательных программ – если выпадет хотя бы один «винтик», работа остановится. Важны все: экономический и юридический отделы, журналисты, операторы, инженеры, монтажёры, режиссёры, звукорежиссёры… И, конечно, редакторы и директор.

Из студии можно увидеть кабинет видеомонтажа.

Планирование начинается с утра и не заканчивается. Новые возможности, отмены и коррективы. Но в конце дня все редакции – «Россия24», «Вести» и радио и интернет-портала – собираются у директора и утверждают план на следующие сутки.

Редакция радио

Случаются и «неожиданности». Например, работа в январские «каникулы». Все мы помним события первого месяца 2016-го года…

— Мало ли что происходит. Прошлый год – это исключение, вероятность повтора 1 к 10, — рассказал замдиректора, начальник службы информационных и тематических программ Андрей Федосов. – Но мы сработали на два фронта: с центрального Оренбуржья и востока области – хотя и не были готовы к этому. Быстро среагировали. Если что-то случится и в этот раз, мы так же сработаем. Надеемся, будем показывать ёлки, утренники, всё интересное, посленовогоднее. И держать связь с пресс-службами.

Журналист Александр Ситников в редакции Интернет-портала. Недавно юноша ушёл с ГТРК… в армию, а после вернулся в компанию.

Оперативно реагировать помогают корпункты ГТРК на западе и востоке области, в Бузулуке и Орске. Все пункты расположены так, что в любую точно Оренбуржья можно добраться за 1-2 часа и быстро передать информацию не только Оренбургу, но и федеральному каналу.

День. Съемочные группы разъезжаются по событиям. В монтажных кипит работа. Нередко сотрудники остаются в офисе до поздней ночи.  Записываются «Вести»… корреспондент, как правило, одновременно работает над несколькими сюжетами, и перестроиться нелегко, но необходимо.

Все журналисты и гости проходят через…зримёрную. Правильные макияж и причёска — и человеку уже нравится «экранный» внешний вид.

— Жизнь состоит из плохих и хороших новостей. Если каких-либо слишком много – это неправильно, зрители чувствуют фальшь, — продолжил Андрей Федосов. – В «Вестях» 8 операторов, 4 монтажёра, 3 ведущих, 2 звукорежиссёра, 8 журналистов – сотрудников хватает на всю область, просто нужно понимать, какие события важны и куда есть смысл ехать. Мы работаем не первый год и знаем, что интересно нашей аудитории. Всё! И экономика, политика, и спорт, и культура…

Заместитель директора, начальник службы информационных и тематических программ Андрей Федосов 

ГТРК «Оренбург» поддерживает связь с аудиторией. Интерактивность очень активна: звонки в прямые эфиры, участие в опросах и живые отклики. Чаще, конечно, критикуют, но такова психология человека: если что-то понравится, редко, кто позвонит. Журналисты прислушиваются к замечаниям, да и часто неравнодушная аудитория помогает найти темы для сюжетов.

Заместитель начальника службы информационных и тематических программ ТВ и РВ Светлана Губернская

В ГТРК «Оренбург» всё взаимосвязано. Не существует «отдельных редакций» в полном смысле этого слова – все они дополняют друг друга, помогают. Радио берёт информацию от журналистов ТВ, телевидение черпает новости со страниц  портала. И наоборот. Конвергентность…

Холл, мини-музей. Здесь — фотографии ветеранов компании и высоких гостей. Например, потртрет Юрия Гагарина. Своё последнее интервью космонавт дал на ГТРК, где сказал известную фразу: «Оренбург дал мне крылья»

Вечер. В 20:44 – главный выпуск «Вестей». Уже составлен план на завтрашний день. Кто-то уже отправился домой, у кого-то ещё продолжаются съёмки. А кто-то, по-настоящему одержимый профессией, остаётся в редакции, чтобы поработать «для души», над собственными проектами. Впереди – новый день с другими новостями, десятки, сотни и даже тысячи сюжетов для того, чтобы каждое утро день и вечер оренбуржцы начинали с «вестей».

Завтра.

— ГТРК «Оренбург» будущего я вижу очень крутым, ещё круче, чем сегодня. У нас будет ещё одна большая телестудия, которую сейчас мы активно строим, — поделился своими мыслями Андрей Федосов. – Нас ждёт техническая перестройка, цифровизация: хотя все камеры цифровые, вещание – аналоговое. Обновим парк камер, будем работать в мультиплексе – государственной программе. Новый год ознаменуется запуском большой и современной радиостанции «Радио Вести FM», также в это время у нас стартует целый ряд теле- и радиопроектов, о которых мы пока рассказывать не будем. Прогресс не останавливается ни на секунду…

Часть телевидения, по мнению замдиректора, переходит в Интернет. Но не всё. Телевидение обязательно останется в интернете и вне интернета. Когда появилась фотография, предрекали смерть живописи, когда изобрели кино – предрекали смерть театру, когда изобрели телевидение – прогнозировали смерть радио. Но живопись существует, театр и радио работают: ничего не умирает. Так и Интернет, по словам Андрея Ивановича, займёт свою нишу.

Часть телевидения, по мнению замдиректора, перейдёт в Интернет. Когда появилась фотография, предрекали смерть живописи, когда изобрели кино – предрекали смерть театру, когда изобрели телевидение – прогнозировали смерть радио. Но живопись существует, театр и радио работают: ничего не умирает. Так и Интернет, по словам Андрея Ивановича, займёт свою нишу.

Новшества 10-15 лет назад привнёс технический прогресс, который продолжается, но не так быстро: прорывов, как в своё время мобильные телефоны, нет. Сейчас идёт совершенствование.

Даже через десятки лет останутся грамотные, квалифицированные работники, прошедшие отбор славой. Нередко на ГТРК «Оренбург» приходят люди, думающие, что телевидение – это только блистать на экране. Они отсеиваются довольно быстро, когда понимают, что ТВ – это конвейер, не без творчества, но конвейер.  

Профессия журналиста не изменится. По мнению Федосова, как сейчас работают на зрителя, так и будут. Никакие роботы – даже когда ГТРК отпразднует столетие – не заменят живого человека.