Гражданская капитуляция или социальная шизофрения?
За неделю до выборов некоторые местные СМИ, интернет-порталы и блогосферу заполнили тексты-призывы, авторы которых на выборы не пойдут «и остальным не советуют». Мол, все здесь понятно, интриги нет, альтернатива «не такая» и так далее. Если бы на дворе стоял 2010 год, спорить с этим было бы сложно. Но на календаре – сентябрь 2014, и политические реалии сегодня несколько иные.
Недавно я пересматривал записанное в 2012 году интервью с одним известным писателем. Тогда повестка дня была несколько иной: об Украине, Донбассе, Крыме, духовных скрепах, санкциях и «вашингтонском обкоме» никто не говорил. Актуальными были митинги, выборы, «третий срок» Путина, скандалы Навального и прочее, сегодня уже порядком подзабытые.
Стоп. Митинги.
Они были не только на Болотной и Сахарова. Они были и в Оренбурге. У Дома Советов, на «бирже», на Беловке. Митинги после выборов в Госдуму [зима 2011 года] стихийно проходили по всей стране. Для молодых людей, которые в начале 90-х годов были совсем юны, и защищать Белый Дом могли только потягивая мамино молоко, эти дни были единственным шансом выйти на улицу и заявить о своих правах.
Тогда оппозиция не смогла договориться. «Правые» рассорились с либералами, непарламентские левые – с парламентскими левыми, и вскоре протест оказался «слит» [кто бы мог подумать, что стоявшие на митингах коммунисты и эсеры на выборах губернатора Оренбургской области «лягут» под местного капиталиста, а позже и вовсе канут в пучину небытия]. Итоги думских выборов никто не отменил, а Путин выдвинулся кандидатом в президенты. Зато в стране произошли масштабные политические реформы. Самые масштабные за последние пять лет. И главным достижением тех митингов стали возвращенные губернаторские выборы и «упрощенка» при регистрации партий.
В Оренбурге все было несколько иначе. Самый большой митинг едва собрал 900 человек. Возглавили его местные конформисты – парламентская оппозиция в лице Новикова-Фролова-Катасонова-Митина [единственный, кто использовал текущую политическую ситуацию «на полную», выдвинувшись летом кандидатом в губернаторы]. Гражданских активистов было на порядок меньше. Выборы депутатов Госдумы здесь прошли если не «стерильно», то достаточно чисто – партия власти не набрала и 40 процентов, а серьезных нарушений зафиксировано не было. Тем не менее, реформы пришли и в наш регион. Более того, областной парламент принял самую «либеральную» версию закона о губернаторских выборах [касательно муниципального фильтра], а действующий губернатор Юрий Берг заявил о том, что всегда хотел быть избранным и чувствовать поддержку народа.
И что теперь? Представители того самого «креативного класса» предлагают эти выборы бойкотировать. Говорят о «гражданской капитуляции».
Конечно, приходить на избирательный участок или нет – право каждого гражданина. Но в данном случае речь идет не о гражданской капитуляции, а, по-моему, о социальной шизофрении. Вы же за это боролись. Вы же за эти самые губернаторские выборы стояли на площадях в «-20». Вы же рисковали, выходя на несогласованные акции. Некоторые и вовсе за все это «сидели на сутках», ругались с полицией, обращались в суды. Теперь-то что? Бойкот выборам? Все назад? Все зря? Глупо это все.
Мы живем в России, а на дворе — 2014 год. Другой политической системы, другой страны и другой власти в ближайшие годы у нас не будет. Учитывая геополитическую обстановку, возможно – и в ближайшие десятилетия. Так что лучший вариант для гражданского общества – воспользоваться плодами своих трудов. Прийти на выборы, которых требовали. Прийти и проголосовать. Быть гражданином, а не «капитулянтом».