В Оренбурге прошёл Пасхальный фестиваль: как это было
фото: Сергей Медведев
Вечером Оренбург звучал: возможно, так просто чувствовалось, но будто бы 19 апреля классическая музыка, звучавшая в областной филармонии, просочилась в город. Потому что не верилось, что чистая, глубокая и объёмная музыка Пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева ограничена пространством.
Валерия Гергиева встречали музыкой
Хотя оркестр Мариинского театра ступил на оренбургскую землю ещё на вокзале – художественный руководитель даже отведал, по законам гостеприимства, хлеба с солью и получил цветы – настоящее приветствие музыкантов только ждало.
18.15. Около областной филармонии людно. На ступеньках готовятся музыканты из «Сводного хора» — ребята из «Новых имён» и отобранные их руководителем Мариной Туркиной музыканты с Оренбургского района. А ещё рядом их родители и те, кто решил встретить Пасхальный фестиваль лично.
Дети есть дети, поэтому они не могут спокойно стоять на месте: шуточно дерутся, о чём-то разговаривают, пританцовывают и даже – так кажется – совсем не волнуются. Вместо ребят переживают родители. Но как только к филармонии приближаются первые музыканты оркестра, они, как настоящие профессионалы, берут себя в руки и, идеально выстроившись, кричат: «Здравствуйте!»
Когда на горизонте наконец-таки появляется Валерий Гергиев с министром культуры и внешних связей области Евгенией Шевченко, ребята начинают петь «Крылатые качели». Дирижёр, услышав чистые детские голоса, по-доброму улыбается. Но это не единственный сюрприз: после последнего припева художественный руководитель хора дарит Гергиеву куклу-дирижёра и встаёт к своим подопечным, чтобы вместе пропеть «Пусть всегда будет солнце».
В это время выступление хористов активно снимают на камеру: кто-то даже ведёт прямую трансляцию. «Ты видел это?! Видел?! Это оренбургский хор так встречал Валерия Гергиева!» — воодушевлённо передаёт мужчина своему собеседнику по телефону.
Приятно удивлённый, Валерий Гергиев приглашает юных хористов на репетицию оркестра.
В ожидании концерта
До начала Пасхального фестиваля в Оренбурге остаётся чуть меньше часа: ребята побежали в зрительный зал, чтобы насладиться уникальным зрелищем – как позже признается им Гергиев, обычно оркестр не репетирует. Но даже репетицию нельзя назвать таковой, потому что всё отлажено и даже появляющиеся музыканты не нарушают общий звук.
Тем временем к областной филармонии приближаются сотни любителей классической музыки: билеты достать было довольно трудно, но это того стоило. Кому-то же пропуск в мир идеального звука подарили буквально за несколько минут до концерта, и от этого приятнее.
А музыканты в это время продолжают последние приготовления за кулисами. Это удивительно: как можно так быстро с корабля – на бал, с поезда – в филармонию? Но силы, по словам Гергиева, берутся от мысли встречи с друзьями – слушателями.
— В Оренбурге мы уже пятый раз, в том году, к сожалению, не были здесь. Но открою небольшой секрет: тот год совпал с тяжёлыми событиями – нашей поездкой в Пальмиру. Так что прошу нас простить! – рассказывает дирижёр журналистам. – Я люблю зал филармонии, он требует очень осторожной игры, акустически позволяет оркестру чувствовать себя очень комфортно на сцене.
— Концерт и приезд таких великих мастеров для Оренбуржья – большое событие, самое главное, что оренбуржцы с понимаем и любовью относятся к искусству, — продолжает губернатор области Юрий Берг. – У нас проходит столько фестивалей, это уже о чём-то говорит. Я благодарен Валерию за то, что он всегда откликается и так относится к Оренбуржью и оренбуржцам. Спасибо!
— Сегодня правда очень интересный визит, погода удивительная! Вчера были там, где лишь +1, кутались в полушубки, а здесь почти лето…
— А мы подумали, что это Гергиев нам такую погоду привёз! – заключает глава области.
Кстати, Валерий Гергиев приоткрыл завесу тайны: сегодняшняя программа, посвящённая 135-летию композитора Игоря Стравинского, значительно отличается от того, что оркестр делал ранее.
Да будет музыка
19.40. Полный зал – такое не всегда увидишь на концертах известных поп-исполнителей! Значит, классика жива и востребована, как минимум, в Оренбурге. Ещё слышен негромкий гул голосов, но как только на сцену выходят музыканты и дирижёр, все посторонние звуки исчезают. Все превращаются в слух.
Первое, что слышат оренбуржцы, это три симфонических эскиза Клода Дебюсси «Море». Поразительно чистый, глубокий, объёмный звук заполняет зал. Он отторгает всё инородное: кашель, скрип кресел, шуршание бумаги и даже шёпот. И от этого – как можно громко дышать, разрушая классику? – слышен только штиль да шторм.
На сцене в воздухе танцуют смычки. Не успеваешь следить за движениями музыкантов, да и, наверное, не надо. Стоит закрыть глаза, как видишь и слышишь: это лёгкий корабль «Бегущая по волнам» из романа Александра Грина плывёт над Оренбургом. На палубе веселье. А море тихо и неопасно – пока что.
Все инструменты сливаются в один, и трудно отделить скрипку от виолончели. Единство и сила. А ещё – общение. Открываешь глаза и вид бушующей стихии ненадолго отходит на второй план: становится даже неудобно и неловко от того, что подсмотрел что-то интимное. Сокровенное. Диалог дирижёра и музыкантов: еле уловимый для зрителей взгляд, взмах палочки, движение руки – даже колибри не сможет обогнать Валерия Гергиева. Настоящее волшебство…
А потом — концерт № 2 для скрипки с оркестром соль минор Сергея Прокофьева. На сцену выходит солистка-скрипачка Ольга Волкова, и только с ней оркестр раскрывается по-новому. Оказывается, музыканты не только могут быть единым звуком, волной, заполняющей всё, но и «фоном», быть помощником и опорой для солиста. Это удивительно.
И нервный, и спокойный звук. Переменчивость и серьезность. А ещё классическая музыка вообще – это свобода трактовки, мыслей и чувств. Кто-то услышит бал, полный коварства, а кто-то – оренбургскую весну. Кого-то звуки унесут далеко-далеко за пределы филармонии, но арфа вернёт слушателей с небес на землю. Кто-то почувствует напряжённость, а кто-то – просто сосредоточенность. И все будут правы.
Начинается вторая часть фестиваля: кажется, что из зала никто не ушёл, может, только несколько человек. Звучит хореографическая поэма Мориса Равеля «Вальс» и слушатели уносятся далеко-далеко, туда, где шуршат платья столичных красавиц да слышен чинный шаг их кавалеров.
Завершается Пасхальный фестиваль фрагментами из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Как только смычок касается струн, а дирижёр делает первый знак своим музыкантам, филармонию заполняет Рождество. Выйдешь на улицу – а там снег и раскрасневшиеся дети катаются на санках. А потом выходят Крысиный король и его армия.
Последний звук – и закончился Пасхальный фестиваль. Или нет? Юрий Берг выходит на сцену и заверяет, что география фестиваля внутри области расширится. Другие города нашего региона тоже переживут это эмоциональное и духовное потрясения, в них тоже зазвучит классика, управляемая Валерием Гергиевым… И – последний фрагмент из «Щелкунчика».