Доверяй, но проверяй: в Оренбурге обсудили эффективность парламентского контроля

Как сделать так, чтобы принятые Госдумой законы исполнялись, а средства налогоплательщиков расходовались по назначению. Эти и другие вопросы парламентского контроля обсудили сегодня, 31 марта, на выездном заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательстве и государственному строительству в Оренбурге.

Три ветви государственной власти в России – законодательная, исполнительная и судебная – самостоятельны. Однако два года назад на федеральном уровне был принят закон о парламентском контроле. По сути депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации получили право контролировать Правительство. На деле это возможность направлять запросы, анализировать исполнение ранее принятых законов, регулярно заслушивать национальные и государственные доклады, посвященные вопросам эффективности расходования бюджетных средств.

Открывая заседание Комитета Совфеда в Оренбурге его председатель Андрей Клишас напомнил об исторической функции парламента:

– Очень часто парламент воспринимается у нас как законодательный орган. На самом деле исторически это было совсем не так. Когда-то парламент создавался для цели, о которой сегодня позабыли. Речь идет о бюджете. По сути, парламенты собирались для того, чтобы решить вопросы: какие деньги можно с людей собрать и как в интересах людей эти деньги можно потратить, – объяснил Андрей Клишас.

Основным докладом заседания стало выступление аудитора Счетной палаты РФ Татьяны Блиновой. Она обозначила проблемные вопросы парламентского контроля и рассказала, чего не достает депутатам и сенаторам, чтобы мониторинг бюджетных расходов приносил реальные результаты. В частности она заметила, что в законодательстве отсутствет официально определение понятия «неэффективного использования бюджетных средств». Иными словами, даже если парламентарии заметят неэффективность, доказать неправомерность действий исполнительной власти будет сложно.

Губернатор Оренбургской области Юрий Берг рассказал, что в регионе активно применяются все формы парламентского контроля:

– Это заслушивание ежегодных отчетов о результатах деятельности правительства Оренбургской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным собранием, и о деятельности УМВД по Оренбургской области; назначение должностных лиц Счетной палаты; активное взаимодействие с уполномоченными по правам человека и правам ребенка. Кроме того, в Оренбуржье есть возможность проведения депутатских слушаний, депутатских расследований, заслушивание информации о ходе исполнения оренбургских законов, – отметил глава региона.

Сенатор от Оренбургской области Елена Афанасьева в своем выступлении напомнила о важности взаимодействия законодательной и исполнительной властей.

– Демократию невозможно представить без осуществления контроля исполнительной власти со стороны парламента. Парламентский контроль – это одна из важнейших функций парламента, он является важным элементов принципа разделения властей и обеспечения полномочий трех ветвей власти. В области народовластия, на мой взгляд, верховенство принадлежит все-таки парламенту.

О том, что парламентский контроль это самая прямая форма народного контроля исполнительной власти говорил и заместитель председателя Законодательного собрания Оренбургской области Александр Трубников.

– Нельзя не согласиться со словами нашего президента о том, что власть – это рабочий орган, который оплачивается из средств налогоплательщиков. Люди должны знать, на что идут их деньги. Парламентарии ведут постоянный анализ ситуации, мониторинг и контроль исполнения ранее принятых законов. Это действенная форма для того, чтобы понять, что деньги населения расходуются правильно. Доверяй, но проверяй, – уточнил депутат.