Доверяй, но проверяй: в Оренбурге обсудили эффективность парламентского контроля
Как сделать так, чтобы принятые Госдумой законы исполнялись, а средства налогоплательщиков расходовались по назначению. Эти и другие вопросы парламентского контроля обсудили сегодня, 31 марта, на выездном заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательстве и государственному строительству в Оренбурге.

Три ветви государственной власти в России – законодательная, исполнительная и судебная – самостоятельны. Однако два года назад на федеральном уровне был принят закон о парламентском контроле. По сути депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации получили право контролировать Правительство. На деле это возможность направлять запросы, анализировать исполнение ранее принятых законов, регулярно заслушивать национальные и государственные доклады, посвященные вопросам эффективности расходования бюджетных средств.
Открывая заседание Комитета Совфеда в Оренбурге его председатель Андрей Клишас напомнил об исторической функции парламента:
– Очень часто парламент воспринимается у нас как законодательный орган. На самом деле исторически это было совсем не так. Когда-то парламент создавался для цели, о которой сегодня позабыли. Речь идет о бюджете. По сути, парламенты собирались для того, чтобы решить вопросы: какие деньги можно с людей собрать и как в интересах людей эти деньги можно потратить, – объяснил Андрей Клишас.
Основным докладом заседания стало выступление аудитора Счетной палаты РФ Татьяны Блиновой. Она обозначила проблемные вопросы парламентского контроля и рассказала, чего не достает депутатам и сенаторам, чтобы мониторинг бюджетных расходов приносил реальные результаты. В частности она заметила, что в законодательстве отсутствет официально определение понятия «неэффективного использования бюджетных средств». Иными словами, даже если парламентарии заметят неэффективность, доказать неправомерность действий исполнительной власти будет сложно.
.jpg)
Губернатор Оренбургской области Юрий Берг рассказал, что в регионе активно применяются все формы парламентского контроля:
– Это заслушивание ежегодных отчетов о результатах деятельности правительства Оренбургской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным собранием, и о деятельности УМВД по Оренбургской области; назначение должностных лиц Счетной палаты; активное взаимодействие с уполномоченными по правам человека и правам ребенка. Кроме того, в Оренбуржье есть возможность проведения депутатских слушаний, депутатских расследований, заслушивание информации о ходе исполнения оренбургских законов, – отметил глава региона.
Сенатор от Оренбургской области Елена Афанасьева в своем выступлении напомнила о важности взаимодействия законодательной и исполнительной властей.
– Демократию невозможно представить без осуществления контроля исполнительной власти со стороны парламента. Парламентский контроль – это одна из важнейших функций парламента, он является важным элементов принципа разделения властей и обеспечения полномочий трех ветвей власти. В области народовластия, на мой взгляд, верховенство принадлежит все-таки парламенту.
О том, что парламентский контроль это самая прямая форма народного контроля исполнительной власти говорил и заместитель председателя Законодательного собрания Оренбургской области Александр Трубников.
– Нельзя не согласиться со словами нашего президента о том, что власть – это рабочий орган, который оплачивается из средств налогоплательщиков. Люди должны знать, на что идут их деньги. Парламентарии ведут постоянный анализ ситуации, мониторинг и контроль исполнения ранее принятых законов. Это действенная форма для того, чтобы понять, что деньги населения расходуются правильно. Доверяй, но проверяй, – уточнил депутат.