Социальная защита в Оренбуржье: жизнь после «перестройки»
Третий месяц Центр социальной защиты населения Тоцкого района Оренбургской области работает в новых условиях. Всю прошлую осень коллектив этого учреждения провёл в ожидании реформ. Порой у сотрудников не выдерживали нервы, и тогда появлялись обращения в прокуратуру и другие компетентные органы: люди боялись остаться без работы, не доверяя обещаниям, что сокращений не будет.
Переходный период позади, и мы беседуем с руководителем Государственного автономного учреждения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Тоцком районе Сергеем Александровичем Перепелициным.
–Сергей Александрович, давайте начнём с самого основного – финансирования.
–Нашим учредителем теперь является министерство социального развития области, а всё имущество перешло в собственность министерства природных ресурсов. Пришлось расторгнуть договоры с частными предпринимателями, которым мы сдавали в аренду пустующие площади, а это большой минус в наших доходах.
–Но осталось отделение мобильной помощи, а это ведь тоже заработки в общую копилку.
–К сожалению, после «перестройки» этому отделению «урезали» объём оказываемых услуг, оставив консультативные, транспортные, ксерокопирование. Ранее тарифы на осуществление различных работ утверждали районные депутаты, но после смены учредителя и других преобразований прежние тарифы недействительны, а новых пока нет. Обидно, конечно, имея специалистов, наработанный опыт, упускать возможность заработать. Будем надеяться, что это просто начальный этап, и в дальнейшем нам позволят расширить перечень платных услуг для отделения.
–Что ещё изменилось?
–Увеличилась нагрузка на социальных работников. На полную ставку им нужно обслуживать по 10-12 человек. Некоторые сотрудницы уволились, в основном, люди пенсионного возраста. И я их понимаю: труд нелёгкий, требует крепкого здоровья и массу усилий. Но недостатка в кадрах нет, потому что сокращается число нуждающихся в социальных услугах, особенно в «маленьких» сёлах. Иногда в населённом пункте невозможно найти одиноких стариков для ставки социальному работнику, а расстояния между сёлами у нас – десятки километров, не доберёшься, чтобы обслуживать два или три поселения. Вот и получается, что, например, Молодёжный, Казанка и Мулюково не охвачены надомным обслуживанием. Недавно удалось найти человека для работы в Любимовке.
–Стационарное отделение (Дом милосердия) получило статус межрайонного. Как это сказалось на его работе?
–По правилам к нам теперь могут поступать одинокие престарелые бабушки и дедушки из других районов, но мест нет, даже одного прикованного к постели инвалида готовим к отправке в специализированное учреждение Оренбурга. Тогда у нас останется 18 человек – больше по нормам туда селить нельзя. А на очереди ещё трое нуждающихся в стационарном проживании, причём, в их заявлениях стоит категорический отказ уезжать из района. Пока за ними временно осуществляют уход дальние родственники или соседи. Переход на новые рельсы хозяйствования заставил нас перестраиваться по всем направлениям, чтобы уложиться в государственные стандарты и нормы. В частности, это касается и питания тех, кто проживает в Доме милосердия. Раньше бабули могли себе заказывать какие-то блюда на обед и ужин, теперь перечень их строго регламентирован, и повар не может идти на поводу различных пристрастий. Но у каждого из проживающих всегда есть возможность прикупить что-то «особенное» на свои деньги.
–Да, конечно, в преклонном возрасте трудно перестраиваться, но и за нарушение стандартов по голове не погладят. Придётся какое-то время вести разъяснительные беседы.
–Ведём, и уже убедили, что это не наши прихоти. Но, самое обидное, что теперь нужно будет заново проходить лицензирование по всем видам нашей деятельности. Новым требованиям не соответствует даже прачечная Дома милосердия, значит, опять нужно изыскивать средства на реконструкцию. Но, как говорится, кто обещал, что будет легко?
–У вас открылись два новых отделения, чем они занимаются?
– Одно из них, социальной реабилитации инвалидов, можно сказать, возродилось заново, в своё время подобное сократили. Сейчас там работают два специалиста, и планируем ввести туда психолога для работы с инвалидами на дому. Теперь вопрос в том, чтобы найти опытного специалиста на эту должность. Работа у него будет не из лёгких, потому что придётся иметь дело с непростыми подопечными, как известно болезнь никого не красит, у людей появляются проблемы в общении даже с самыми близкими родственниками, случаются срывы. Нужно будет искать к каждому индивидуальный подход, намечать пути психологического оздоровления.
А вот социально-консультативное отделение, действительно, настоящее новшество. Можно сказать, что у нас появились социальные участковые. Они работают при сельских администрациях, в тесном взаимодействии с ними. В настоящее время приступили к работе 18 специалистов на местах. Главные задачи этого отделения – оказание помощи пожилым людям, инвалидам и семьям с детьми в реализации прав на получение мер социальной поддержки. Специалисты участковой службы составляют социальный паспорт всех семей, проживающих на закреплённой территории, выявляя при этом существующие проблемы, чтобы вовремя оказать нужное содействие. Два специалиста этого отделения занимаются работой с ветеранами.
–Чтобы помочь людям, нужно самому быть компетентным во многих вопросах, в том числе и правовых…
–Мы серьёзно подходили к подбору кандидатур. Обязательное требование – высшее образование, умение общаться с людьми. Кстати, часть социальных участковых – это наши же работники, должности которых были сокращены. Этика социального работника – первый предмет, который проработали на занятиях, обязательных для всех сотрудников нового отделения. Один раз в неделю социальные участковые приезжают с отчётом о том, какие были обращения, как справились, в чём нужна помощь. Кроме этого, они выполняют поручения пожилых сельских жителей, которым недоступно, к примеру, приобретение лекарств.
–С января 2014 года подняли зарплату социальным работникам. Не отменили ли при этом другие доплаты, как сделали в других учреждениях?
–Нет, у нас всё учитывается: и стаж, и качество обслуживания. С каждым работником заключён контракт, в котором описана шкала оценки его деятельности. У нас создана комиссия, в которую входят социальный работник, заведующая отделением, бухгалтер. Именно им и доверено решать, кто как трудился. Так что за отличную работу социальный работник может получить в месяц и 20000 рублей. После прежних мизерных заработков это большой рост.
–Областной министр социального развития Татьяна Самохина в одном из интервью рассказала о создании общественного совета, а также института независимой экспертизы качества, которые будут осуществлять контроль оказываемых населению социальных услуг…
–Ну, что ж, я считаю, это можно только приветствовать. В итоге ведь всё равно работаем ради людей, и чем качественнее будем исполнять свои обязанности, тем спокойнее и увереннее в жизни будут чувствовать себя наши пожилые подопечные, малообеспеченные граждане, инвалиды. Настрой мы взяли деловой, в коллектив влились свежие молодые силы, а после увеличения зарплаты работа в нашем Центре стала более престижной и привлекательной. Так что уверен: все «перестроечные» нововведения станут для нас прекрасным стимулом трудиться с полной отдачей на более высоком уровне.