Верховный суд признал статьи оренбургского закона противоречащими федеральному законодательству
Оренбургский областной, а затем и Верховный суд Российской Федерации поддержал позицию прокуратуры и признал ряд статей регионального Закона «Об административных правонарушениях» противоречащими федеральному законодательству. Разработанные и установленные региональными парламентариями нормы посчитали недействующими и не подлежащими применению.
– По смыслу действующего законодательства на уровне субъекта Российской Федерации могут быть урегулированы вопросы административной ответственности лишь в части, не урегулированной федеральным законодательством, – уточнили в прокуратуре Оренбургской области. Не смотря на это, сразу четыре статьи оспариваемого областного закона предусматривали административную ответственность по урегулированным на федеральном уровне вопросам.
Так, статья 22.2 областного Закона устанавливала административную ответственность за нарушение установленных нормативными актами органов местного самоуправления сроков складирования на земельных участках общего пользования строительных материалов, угля, дров. В то же время в Кодексе РФ об административных правонарушениях уже есть статья, наказывающая «за самовольное занятие земельного участка».
Наряду со статьей 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, зданий, сооружений и транспорта) статья 22.3 областного Закона предусматривала административную ответственность за неисполнение обязанностей по очистке кровель, карнизов, козырьков, водостоков зданий, строений, сооружений от снега и ледяных образований. Аналогичная ситуация прослеживалась при анализе остальных оспариваемых норм регионального закона.
В прокуратуре посчитали, что принятый областной закон нарушал конституционные принципы определенности, ясности и недвусмысленности запретов. К тому же два нарушителя за одно и то же деяние могли понести разную ответственность.
– Все оспариваемые нормы ссылались на нарушения правил, установленных органами местного самоуправления, которые, по сути, в нескольких муниципалитетах могут существенно различаться, – говорится в доводах прокурора.
Оренбургский областной суд признал требования прокуратуры обоснованной и удовлетворил заявление в полном объеме. Верховный Суд Российской Федерации занял аналогичную позицию.