Дорога жизни: оренбуржцы встали на защиту строительства проезда Северного
Новой дороге в северо-восточном жилом районе Оренбурга быть. Так решили жители города, пришедшие на информационный брифинг, устроенный администрацией. Эксперты в сферах транспорта, дорожного и жилищного строительства, экологи и муниципальные власти смогли доказать необходимость шестиполосной магистрали ‒ проезд Северный.
В Оренбурге новая магистраль еще на этапе проекта стала предметом спора. Его инициаторы – жители четырех многоэтажек, которые не хотят вместо заброшенной лесополосы видеть из окон шесть полос интенсивного движения транспорта. Ответ не заставил себя долго ждать. На защиту плана развития города встали автомобилисты, представители транспортных компаний, общественные деятели и многие жители северо-восточного жилого района Оренбурга.
Обещанного 30 лет ждали
Впервые проезд Северный появился в проектах градостроителей еще в 1985 году. Советские архитекторы предполагали, что Оренбург станет «расти» на северо-восток, а также, что в городе станет в сотни раз больше автомобилей. Именно поэтому в генплан города на Урале московские специалисты внесли широкую магистраль – от улицы Терешковой до Загородного шоссе. Необходимость строительства дороги подтвердили и в современности, когда принимали генеральный план города в 2008 году. К тому времени некогда «мертвый город», куда были готовы ехать далеко не все таксисты, превратился в крупный и развитый жилой массив. Многоэтажки на пустыре росли словно грибы, а на дорогу денег в городской казне все не было. Администрации удалось построить первую очередь проезда Северного, начиная от Загородного шоссе, но соединить магистраль напрямую с улицей Терешковой оставалось мечтой.
Реальностью проект стал в 2017 году, когда Оренбург получил средства из федерального и областного бюджета. Общая сумма – 306 миллионов рублей. При этом главным условием финансирования стала гарантия города, что дорога будет продлена до развязки улиц Родимцева-Победы-Театральная-Конституции-Березка до конца текущего года. Именно поэтому на участке заранее начались подготовительные работы.
Лес переедет
Путь бульдозерам, расчищающим будущую строительную площадку, в буквальном смысле перекрыли жители близлежащих домов. Они решили встать на защиту лесополосы, некогда выступавшей для города заслоном от степных ветров и бывшей окраиной города. Обещание администрации высадить взамен каждого вырубленного карагача три новых саженца культурных пород деревьев на них не подействовало. Определенная группа людей посчитала, что город нарушает их права, а проект дороги непродуман, так как некоторые участки проходят всего в 25 метрах от линии жилой застройки.
Пришедшие на очередную встречу с оренбуржцами эксперты в сфере лесного хозяйства и экологии уточнили, что сегодня искусственная посадка уже выработала свой ресурс и представляет собой неухоженный самосев очень плодовитого вяза мелколистного, а попросту – карагача. Заслуженный работник лесного хозяйства России Николай Кузьмин, много лет возглавлявший департамент лесного хозяйства Приволжского федерального округа, уточнил, что посадка появилась в 50-60 годы ХХ века. Ресурс высаженных там деревьев составлял 25-30 лет. Теперь некогда полезные городу насаждения «захвачены» сорняками.
Фото: Сергей Медведев, RIA56
Эксперты привели пример, что практика переноса зеленых насаждений в другие районы активно применяется во многих российских городах и за границей. Так намерены поступить и в Оренбурге. Заместитель главы Северного округа Артем Гузаревич рассказал, что взамен вырубленных на месте будущей дороги деревьев новые саженцы появятся на девяти участках округа. Это непосредственно территория между жилой застройкой и второй очередью строительства проезда Северного; улицы Салмышская, Джангильдина, Родимцева, Автомобилистов, Конституции, Театральная. Также значительно прибавиться деревьев на улице Терешковой от Шевченко до выезда из города, на Шарлыкском шоссе. Еще два участка – проспект Парковый и территория новой жилой застройки у торгового комплекса «Метро» по проспекту Победы. Высадка будет производиться осенью этого года, а также весной будущего.
Свободный путь
Во время общественного обсуждения проекта строительства проезд Северный даже стали называть дорогой жизни. Без него, по словам специалистов и рядовых жителей, Оренбург задохнется в пробках. О необходимости связующего звена между объездной, проспектом Победы и улицей Терешковой заявил и заведующий кафедрой автомобильных дорог и строительных материалов ОГУ Сергей Дергунов.
Разработчик плана развития Оренбурга 1985-1991 года архитектор Александр Самойлов напомнил, что момент строить новые дороги, а не пользоваться старыми путями давно настал.
‒ Город думает о том, какими будут условия проживания будущих поколений. Подтверждением тому – проезд Северный, ‒ считает Александр Самойлов.
Архитектор-ветеран рассказал, что новая магистраль – это шестиполосная дорога. Противоположные направления движения разделят полосой шириной до 10 метров. Со стороны жилого сектора устроят пешеходную дорожку шириной три метра. Через дорогу предусмотрено несколько пешеходных переходов, по которым оренбуржцы смогут беспрепятственно попадать в лесопосадку. В зеленой зоне, которую намерены благоустроить, появятся тропы здоровья и места для отдыха. Александр Самойлов также отметил, что не понимает доводы противников строительства дороги, так как лесопасадка в этом районе – вовсе не парк. Там проходит теплотрасса и высоковольтная линия электропередач, а за наведение порядка никто никогда не брался.
Фото: Сергей Медведев, RIA56
О способах защиты от негативного воздействия будущей дороги рассказал доктор биологических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ОГУ Игорь Ефремов:
‒ Строительство новых дорог в городе всегда связано с появлением не только положительных, но и отрицательных моментов. Магистраль, конечно же, снизит нагрузку с существующей дорожной сети и повысит удобство. При этом жители домов, расположенных рядом с дорогой, столкнуться с определенными проблемами: шумом и более высокой загазованностью. Защититься от негативного воздействия можно с помощью высадкой нескольких рядов деревьев и установкой звукоподавляющих и звукопоглащающих щитов там, где расстояние до линии жилых домов будет минимальным. Все это предусмотрено в проекте.
Слово за большинством
Участники обсуждения пришли к выводу, что решение о строительстве проезда Северного должно быть принято большинством голосов. Сегодня на стороне новой магистрали почти все, кто живет или работает в северо-восточном районе Оренбурга, работники пассажирского транспорта, таксисты, рядовые автомобилисты.
О том, что дорожная проблема давно актуальна, рассказала депутат Оренбургского городского Совета, директор Лицея № 5 Елена Иванова. К ней уже давно обращаются родители с жалобами, что до образовательного учреждения приходится добираться через многокилометровые пробки, иногда используя сквозные проезды через дворы, съезжая на обочины и предпринимая прочие хитрости. Она предложила внимательно отнестись к мнению каждого оренбуржца, обеспокоенного началом масштабного строительства, и решать вопрос рационально, а не политизировано. Ее поддержал коллега депутат Андрей Хавилов, который является строителем.
О том, что жители города действительно имеют право на тишину за окном напомнил руководитель автотранспортного предприятия Иван Новиков. При этом он отметил, что город из-за возникшего спора теряет драгоценное время строительного сезона. Разрешить конфликт он предложил в соответствии с рекомендациями Конституционного суда Российской Федерации, то есть встать на сторону большинства.
Фото: Сергей Медведев, RIA56
Своеобразную помощь администрации города предложили работники автотранспортного предприятия Елены Андрющенко. Она заявила, что водители готовы встать живой стеной и защищать стройку от некоторых активистов, бросающихся под экскаватор ради «соловья под окном».
‒ Эта дорога жизненно необходима Степному, ‒ заявила предприниматель. ‒ Узнав о возникшем споре, мои водители сами вызвались провести опрос и вывесили анкеты в салоне автобусов. Выяснилось, что противников – единицы в то время, когда за новую дорогу проголосовало за день около 200 человек.
За строительство дороги высказались и дачники Степного. В настоящее время садовые маршруты курсируют по улице Салмышской, где часами могут простаивать в пробках.
‒ Соловья хотят слушать не только жители трех домов по проезду Северному, а все жители города, но мы не можем этого сделать, потому что приходится часами добираться до своих загородных участков, ‒ высказалась пенсионерка-дачница.
Житель Оренбурга Константин Кендия рассказал, что каждый день добирается на работу в районе улицы Конституции СССР из Южного:
‒ Единственный вариант быстро доехать туда или обратно – Загородное шоссе, потому что проспект Победы и улица Терешковой в час-пик – сплошная пробка. При этом чтобы выехать из Степного на объездную, я трачу 40 минут, а далее за 20 минут добираюсь на другой конец города. Я считаю, что данная дорога необходима.
Представитель Совета ветеранов Оренбурга Виктор Камнев дал совет всем, кто задумывается о покупке квартиры: загляните в генеральный план. Этот важный для города документ всегда есть в открытом доступе на сайте администрации. Был он известен и во время строительства домов № 1, 3, 5 по проезду Северному, выступающие против давно запланированной дороги.
‒ Ежегодно в городе становится на 20-25 тысяч автомобилей больше, поэтому Оренбург требует пересмотра транспортной карты. Пока город искал средства и возможности для реализации намеченных 30 лет назад планов, оренбуржцы попытались самостоятельно решить проблему транспортной загруженности района и проложили через лесопосадку несколько диких проездов. Так же на пустырях стали мыть машины, появились стихийные свалки, что также нарушает экологический баланс, ‒ отметил Виктор Камнев.
На информационном брифинге не оказалось противников строительства проезда Северного. Главной причиной в мэрии считают их нежелание слушать аргументированные доводы в пользу новой магистрали. Но все же в администрации Оренбурга признали, что, возможно, недостаточно активно приглашали их на это мероприятие.
Напомним, на защиту зеленых насаждений, к вырубке которых приступили на этапе подготовки строительства дороги, встали жильцы многоэтажных домов поблизости и «диванные» войска. За две недели петиция, размещенная на платформе change.org едва набрала 760 голосов. В опубликованном обращении к губернатору области и главе Оренбурга говорится о «зеленых легких планеты» и городской экосистеме.
‒ Строительство этой дороги повлечет за собой вырубку деревьев, а также лишит жителей близлежащих домов свободного пространства. На этот участок земли приходят поиграть дети, здесь выгуливают собак. Зимой в этой лесополосе жители всего микрорайона катаются на лыжах, летом на велосипедах. На свободной площадке дети играют в футбол, так как во дворах нет места. В этом квартале это единственный зеленый участок, служащий зеленым щитом, ‒ сообщается на сайте.
Позже на этом же ресурсе появилась петиция сторонников строительства проезда Северного, которая уже собрала более 1400 голосов. Их ответом также стал сбор подписей и обращение на имя губернатора. Начать намеченное строительство магистрали просят более 2000 человек.
Отметим, что в понедельник, 19 июня, в 10:00 в зале Градостроительного совета пройдут публичные слушания по проекту межевания. Этот документ необходим для формирования полного пакета для разрешения на строительство. Участникам предстоит определить границы земельного участка будущего объекта капитального строительства. В проекте межевания будут указаны параметры земельного участка и каким образом он соединяется с прилегающей территорией. Придут ли на публичные слушания противники строительства дороги пока не известно.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Лес переедет: мэрия Оренбурга уточнила план строительства проезда Северного
Дорогу на проезде Северном оренбургские власти готовы отстаивать через суд
Администрация Оренбурга: Без дороги на проезде Северном невозможно развитие города
Прокуратура Оренбурга проверяет законность строительства проезда Северного
Сергей Бренев: При строительстве проезда Северный мы сохраним лесопосадку
Дорога преткновения: кому мешает новая магистраль в Оренбурге