Сербия не против российских военных баз для защиты от Косово
Силы безопасности Косово не имеют на вооружении тяжелой техники, однако располагают значительными пехотными и специальными силами, а также соответствующей логистикой. Эти силы создала и обучила НАТО.
Из-за заявления Приштины о планах по созданию армии и угрозы остановить брюссельский диалог президент Сербии Томислав Николич созвал сегодня в 13 часов заседание Совета национальной безопасности. Военный аналитик, полковник в отставке Горан Евтович рассказал «Спутнику» о том, что заседание Совета в связи с созданием «армии Косово» опоздало лет на пять, поскольку эта армия уже давно сформирована, хотя и называется по-другому, пишет Спутник.
По словам Евтовича, ее официальное название — Силы безопасности Косово. Они не имеют на вооружении тяжелой техники, однако располагают значительными пехотными и специальными силами, а также соответствующей логистикой.
«Эту „армию Косово" сформировала НАТО. Еще пять лет назад в Министерстве безопасности Косово силами безопасности руководил генерал Рахман Рама, являвшийся также командующим оперативной зоны Шаля в 1998-1999 годах в составе Армии освобождения Косово. Существуют совещательные, командные группы НАТО, которые создавали Силы безопасности Косово в соответствии с процедурами альянса. Проблема — только в названии и изменении официальной стратегии и доктрины, которая пока не предусматривает защиту территориальной целостности и суверенитета так называемого государства Косово. Заседание Совета, запланированное на сегодня, ни на что существенно не повлияет и окажет только успокоительное действие на граждан Сербии».
Евтович, однако, заявляет, что Силы безопасности Косово основаны на так никогда и не расформированной Армии освобождения Косово. По его словам, если «отмотать» события на 18 лет назад, мы увидим, насколько сильной была та армия — как, впрочем, и ее состав в мирное время, насчитывающий около трех тысяч человек, а также располагающий еще несколькими десятками тысяч обученных бойцов, готовых к мобилизации.
«Корпус защиты Косово (и это послужило предлогом для отказа от расформирования террористической армии Косово) был преобразован в Силы безопасности Косово, и если открыть их сайт, то вы увидите, что речь идет о настоящей армии, которая активно участвует в программе «Партнерство ради мира», в военных учениях и семинарах. Офицерский состав и младшие чины этих сил уже пять-шесть лет обучаются в центрах НАТО. Первые воспитанники есть в Уэст-Пойнте, в Национальном колледже в Вашингтоне, а также в Королевском колледже в Лондоне и других школах НАТО по всей Европе».
Наш собеседник добавляет, что было бы обманом утверждать, что Армия Косово только формируется — она уже существует и функционирует соответствующим образом. Проблема же нашего руководства в том, что оно озабочено формой, а не сутью и содержанием.
К сожалению, по мнению отставного полковника Евтовича, «армия Косово» может очень скоро, в течение 72 часов, превратиться в мощную вооруженную силу численностью несколько десятков тысяч человек, финансовую и логистическую поддержку которым оказывают как альянс в целом, так и его отдельные члены. «Интересно, что албанская и «косовская» армии практически объединены в том, что касается обучения и совместных учений. Они почти физически связаны, и это представляет большую угрозу не только для Сербии, но и для всего региона. И мы — те кто воевал в Косово — это прекрасно понимаем», — говорит Евтович.
Он подчеркивает, что Россия в подобной ситуации может очень помочь, если позволить ей создать одну или две базы на территории Сербии.
«Нам в срочном порядке необходимо налаживать военное сотрудничество с Россией, потому что к 2007 году мы уничтожили Армию Югославии, сделав это в плановом порядке, по распоряжению НАТО под предлогом «Партнерства ради мира» во имя единой политики в области безопасности и обороны, братства, любви, мира и всего остального, что провозглашалось. Таким образом, мы просто разрушили ту мощную силу, которая на практике доказала, что является эффективной защитой от чрезвычайно сильного противника. Тогда армия мирного времени насчитывала 110 тысяч человек, а мобилизованная — 450 тысяч. У нас было 1100 танков, более 3,5 тысячи единиц артиллерии, более 500 бронемашин. Мы располагали крепкой логистикой и разветвленной инфраструктурой. И конечно, теперь, когда этого нет, все в регионе представляют для нашей страны опасность», — отметил Евтович.
Проблема современного руководства — в том, что оно хочет возродить те силы, но нужно время, как считает полковник в отставке Горан Евтович. Правильным шагом было бы наладить военное сотрудничество с Россией так же, как сделал президент Сирии Башар Асад, потому что все разговоры о военном нейтралитете отнюдь не утешительны, полагает Евтович. Он заявляет, что Сербия может вступать в двусторонние военные союзы, но по-прежнему останется в стороне от участия в блоках.
«Военный нейтралитет ничего не значит, потому что никто не гарантирует вам безопасность в случае чье-либо агрессии. К нашему несчастью, многочисленные члены НАТО, как известно, стремятся на нашу территорию. Глупо говорить о мире и военном нейтралитете, когда наши многовековые враги демонстрируют нам, что хотят с нами сотворить. Мы не можем давать геостратегические государственные оценки и прогнозы, делая ставку только на одно допущение, что никто на нас не нападет. В этом смысле военный нейтралитет — кстати, такого военного понятия не существует — абсолютно иллюзорен. Проблема в том, что военный нейтралитет по природе своей уничтожает обороноспособность нации и особенно нежелателен в той ситуации, которая сложилась в мире», — заключает Евтович.