Новости с фронта: В тылу трудились до кровавого пота

Совсем скоро наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время это было трудным не только для фронтовиков. В сёлах и деревнях оставались женщины, дети и старики. Они взяли на себя всю тяжесть крестьянского труда. Женщины в кратчайшие сроки осваивали специальности, которые традиционно считались мужскими. Так произошло и с профессией тракториста. Как удавалось женщинам справляться с тяжёлой техникой, рассказала труженица тыла, жительница села Нижняя Павловка Оренбургского района Варвара Павловна Винькова.

Всё довоенное и военное время она помнит в основном только по работе. Трудились на колхозном огороде: пахали, сеяли, пололи, копали, ухаживали за скотиной, косили, возили сено, солому на лошадях… Работали все — от мала до велика — по 10-12 часов в день.

— В 1937 году выдался хороший урожай пшеницы,- вспоминает Варвара Павловна. — Мне тогда только 15 лет исполнилось. Я на быках мешки с зерном до Донгуза возила. До сих пор помню, что самым трудным было не довезти урожай, а загрузить его в повозку. Один мешок зерна весил 70 килограммов. Его нужно было поднять на верх по трапу. Иной раз не долезала и кубарем скатывалась вместе с мешком вниз.

А дома ждали шестеро братьев и сестёр, за которыми надо было ухаживать. Отец ушёл на фронт, мама работала в детском садике поваром, Варенька же, как самая старшая, вела хозяйство.

Окончив семилетку, девушка пошла учиться на курсы трактористов. За баранку она села в 1942 году. Варваре шёл тогда двадцатый год.

— Работа была тяжёлая,- говорит труженица тыла. — Трактор без кабины, с холодным железным сиденьем. Трудились трактористки посменно. Особенно сложно было работать по ночам. Путь трактора на поле освещали ручным фонарём колхозники, специально назначенные бригадиром. Мы очень уставали, были чёрными от копоти и пыли. Иногда закончишь работу — лица не видать от грязи. Спецовку не выдавали. Сами шили верхнюю одежду. А стирать её было и того хуже: грязь с маслом, керосином и пылью, а мыла нет… Но ни одна из нас никогда не жаловалась.

Работали девушки, стиснув зубы, понимали, что хлеб — это жизнь, победа. План был большой, но его всегда выполняли.

Однажды осенней холодной ночью трактористка работала в поле в составе бригады. Земля была такая мёрзлая, что её даже плуг не брал. На работу Варвара, как обычно, обула солдатские кирзовые сапоги. Пока крутила баранку, холод не сильно чувствовала. Но когда спустилась с кабины, поняла, что ходить совсем не может.

— Ноги ватные, как будто и не мои,- вспоминает Варвара Павловна. – Занесли меня в комнату, сняли сапоги, оказалось, они совсем к ногам примёрзли. Пришлось ложиться в больницу с обморожением.

Проработала трактористкой Варвара Павловна до 1944 года. Потом её муж добился, чтобы женщина ушла с работы и занялась воспитанием двоих сирот, которых молодая семья взяла на попечение. Это были племянники мужа. Их отец погиб на фронте, а мама умерла.

Вскоре у Варвары Павловны родились четверо собственных детей. Однако помимо домашних забот женщина продолжала работать, до пенсии она трудилась продавцом в сельском продуктовом магазине.

Сегодня она по-прежнему живёт в родном селе с семьёй одного из сыновей. По мере сил старается помогать детям и внукам. Трудно ей сегодня усидеть без дела, — уж так научила жизнь. Уроки той страшной войны, когда им, совсем ещё детям, приходилось работать буквально до кровавого пота, никогда не забыть.

 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Новости с фронта: RIA56 запускает новый проект о Великой Победе