Дмитрий Хусид: Оренбуржье получит от Правительства РФ 730 миллионов рублей на дороги в 2018 году
Дорожный вопрос – одна из самых волнующих, наверное, практически каждого жителя области тем. Все мы либо водители, либо пассажиры. В 2017-м нам часто приходилось уступать место на дорогах Оренбургской области дорожной технике. Если составить карту ремонтных работ на наших трассах, меток на ней окажется немало. Или даже «плюсиков».
Сколько километров дорог отремонтировали в регионе за этот год? Сколько будет в следующем? Почему вдоль трасс стоят «бесхозные» приборы видеофиксации? Что важнее – доходы или безопасность? Об этом говорим с главным дорожником Оренбуржья – директором Управления дорожного хозяйства области Дмитрием Хусидом.
– Как вы можете охарактеризовать прошедший год?
– Всегда может быть лучше, но в целом год неплохой. Действительно большие средства пришли на оренбургскую землю. По разным направлениям.
У нас в области 980 километров федеральных дорог, они находятся на балансе у федерального дорожного агентства, и в этом году большие суммы были потрачены на их ремонт. Это беспрецедентное вливание, причём пользоваться его плодами будем именно мы с вами, ведь основные пользователи – жители области. 90 процентов потока по федеральным дорогам – это мы. Поэтому столь важно, что коллеги-федералы уделили нашим трассам в 2017 году такое внимание.
Если говорить о региональной сети, она тоже немаленькая – 12 340 километров. Самый крупный проект года – продолжение строительства обхода города Оренбурга. Большой объект, интересный с инженерной точки зрения, особой значимости для транспортной инфраструктуры России. И сегодня он готов больше чем на 90 процентов. Мы на финишной прямой – в следующем году будем завершать. Часть транспорта, которая идёт с юга, со стороны Соль-Илецка, по участку этого обхода сможет уходить в Беляевку, Орск, Самару. В любом направлении. А город будет разгружен.
Теперь задача – войти во вторую очередь строительства обхода. Это главная наша цель на ближайшее будущее. Вторая очередь соединит дорогу Оренбург – Соль-Илецк и федеральную дорогу Оренбург – Илек – граница Казахстана. Так мы закончим строительство кольца вокруг областного центра. К этому дорожники шли начиная с 70-х годов прошлого века! Тогда строились первые участки обхода, которыми мы сейчас пользуемся. Вот завершим эту работу, и в город можно будет попасть с любого направления или же разъехаться по кругу. Это очень серьёзный объект протяжённостью 100 километров. Вы знаете, что один из его участков – объездная – сегодня самая напряжённая дорога в области? Там проезжает до 30 тысяч автомобилей в сутки!
Ничто не стоит на месте. После завершения этого проекта нам нужно будет всерьёз задуматься о модернизации этой дороги: увеличении пропускной способности, а в идеале – об образовании нового кольца.
Если говорить о том, что сделано силами наших федеральных коллег, конечно, это участок дороги Акбулак – граница Казахстана. Проект по ремонту участка в 50 километров начался в этом году, уже готово 30 километров и 20 километров в нижних слоях асфальтобетона. Работы будут завершены в 2018-м.
Очень интересный проект «Безопасные и качественные дороги». Впервые за всю историю дорожники региональные, муниципальные и федеральные объединены одним проектом. Это интересные менеджерские приёмы, структурирование, это то самое проектное мышление, школа для нас по переходу на новые рельсы построения проектов.
Агломерация – это, собственно, сам город и населённые пункты вокруг него на расстоянии 50 – 70 километров, обязательно завязанные ежедневной миграцией трудового населения в центр. Мы довольно долго и серьёзно готовились к этой работе. Были жёсткие сроки и контроль качества, создано специальное программное обеспечение. Мы справились. И сегодня этот проект признан лучшей практикой 2017 года в России. К тому же получит продолжение на многие годы вперёд, предположительно до 2025 года. И суммы рас тут. В 2017 году область вложила 680 миллионов рублей, столько же пришло из федерального центра. В 2018 году запланировано больше – по 730 миллионов рублей.
Что очень важно, при составлении планов мы ориентировались на пожелания и наказы жителей Оренбурга. Проводятся общественные слушания, любой активный гражданин может принять участие. Это хорошее начинание, важное.
Очень большая работа сделана на дороге Оренбург – Беляевка. Мы отремонтировали 40 километров трассы. Не было на моей памяти таких объёмов на одном участке. Да, в год, бывало, ремонтировали и по тысяче, но на разных направлениях.
Кстати, за последний год благодаря программе «Безопасные и качественные дороги» на беляевской трассе сделано много. Раньше эта дорога была в плачевном состоянии, с конца 70-х не ремонтировалась. Теперь она приведена в соответствие современным нормам. В 2018-м эту работу мы завершим.
Ремонтировался участок дороги Оренбург – Орск в районе села Каменноозёрного, подъезд от областного центра к казанской трассе – этот участок, от городской черты до примыкания к федеральной дороге, мы обновим полностью в ближайшем будущем.
Конечно, большие проекты не отменяют нашей ежедневной, рутинной иногда, работы по поддержанию всех подведомственных дорог в нормативном состоянии. Пусть и малыми средствами, но мы обязаны обеспечивать возможность безопасно передвигаться по областным трассам.
– Вы не раз говорили о том, что тяжёлые фуры крупных добывающих предприятий области вредят нашим дорогам. Едут с перегрузом, портят покрытие. Вас кто-нибудь слышит из промышленников?
– К сожалению, далеко не все. Единичные положительные примеры. «Ормет», предприятие на востоке области. Дали обещание и выполнили, поставили весы и следят за нагрузкой каждой оси. Выпускают машины, загруженные по нормативу.
Здесь нужно проводить плановую работу, внедрять постоянный контроль на дорогах, учить современному подходу. Честному подходу. Будущее за автоматическим взвешиванием, когда весовой датчик закатывается в асфальт и фиксирует перегруз. Мы работаем над этим. Хотелось бы, чтобы такой проект начали воплощать уже в следующем году. Правовая база для работы есть, штрафы для нарушителей в соответствии с законом могут доходить до 450 тысяч рублей.
Технологическая база есть. Это очень дорогой проект, но вероятно воплотить в рамках государственно-частного партнёрства. Проект окупаемый, но я бы не с тал говорить только о выгоде. Мы что хотим получить – безопасные дороги или лишний рубль? Я за первое.
– Кстати, о безопасности и рубле. Автовладельцы ругаются на мобильные приборы видеофиксации: ставят их частные лица, мол, где попало да сшибают лёгкие деньги. Как регулируется этот процесс?
– Приборы фотовидеофиксации – наша вотчина. Все они – и стационарные и передвижные – устанавливаются только в местах «концентрации» ДТП. По рекомендациям ГИБДД, а не на наше усмотрение. Проводятся торги на установку приборов, победители работают, над ними осуществляем строгий надзор. Вмешаться в работу прибора никто не может, все сведения в ГИБДД уходят по закрытому каналу. Всё строго регламентировано. Никто с улицы прийти сюда просто не может.
Результат стопроцентный, аварийность на этих участках снижается.
– За вашим управлением – организационные моменты. А исполнители у нас какие, не хромает качество? Мы ведь постоянно слышим о том, что на торги приходят непонятные фирмы, у которых за душой не то что высококлассной техники нет, у них ручка да компьютер для заявок…
– Нам повезло, наверное. У нас хороший пул подрядчиков. Это очень радует. Конкуренция требует от исполнителей лучшего в качестве, в оснащённости, в инженерных решениях. И каждый год я вижу, как наши дорожники в этом прибавляют. Все заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, понимаете? В этом случае нужно делать только хорошо или не делать совсем. А мы хорошо отработали сезон, и это показатель. Есть только проблемы с теми подрядчиками, которые выполняют проектную работу, на торги выходят откровенно слабые игроки.
– То есть исполняют подряды прямо-таки на сто процентов качественно или всё-таки есть нарекания?
– Тут главное – правильный надзор на всех этапах. У нас высокотехнологичная лаборатория. Понимаете, на стройплощадке, как бы ни был хорош подрядчик, постоянно возникают пограничные ситуации. И здесь очень важно вовремя отреагировать всем участникам процесса, найти выход. Нам это у даётся. Ну а исполнитель, зная, что за ним следят на всех этапах, не будет пытаться схитрить. Все знают, что мы оплатим только те работы и материалы, которые соответствуют требованиям.
– Значит, учимся работать? Чего ещё не хватает?
– Учиться нужно всегда. Нет предела, как говорится, совершенству. Постоянно меняются технологические процессы, появляются новые методики, материалы, в каждом новом проекте, которые рождаются в последние годы, есть своя изюминка. Нужно уметь находить инженерные решения, которые будут отвечать всем запросам.
Оренбургские дорожники работают практически по всем инновационным направлениям, которые есть на рынке. Вот пример. В этом году в се верхние слои на наших дорогах устраивались из щебёночно- мастичного асфальтобетона. Это на сегодня самый современный способ, придуманный немецкими специалистами. Этот материал более износостойкий, служит гораздо дольше.
Применяем геотекстильные материалы. На разных стадиях. Любопытный инженерный подход. Эти материалы повышают несущую способность дороги, понижают вероятность разрыва температурных швов.
– Что впереди? Какие планы у ведомства на 2018 год?
– Нужно сделать очень много. Конечно, нам нужно более серьёзное финансирование. Нам нужно ремонтировать в год хотя бы 2000 километров. А мы ремонтируем 200. В общем, есть куда стремиться. Начинают работать новые программы, дорожные фонды. Будем исполнять всё намеченное. Получается у нас неплохо, мы учимся тому самому проектному мышлению, о котором так много говорят в последние годы. И учимся успешно.
Я уже говорил – всегда есть к чему стремиться, есть чему учиться. И коллегам об этом постоянно напоминаю. Они меня слышат, спасибо. Наши сотрудники настроены на результат. Есть силы, опыт, каждый знает, какие задачи ему определены. Нам ещё многое предстоит сделать в наступающем 2018-м.