Правительство хочет продлить субсидирование автомобилей на альтернативном топливе
Правительство России намерено продлить программу субсидирования продаж газомоторных автомобилей. В 2018 году на нее направят минимум 2,5 млрд рублей из федерального бюджета. Об этом рассказал замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Финансирование может быть и большим, сейчас Минэнерго обсуждает этот вопрос с Минсельхозом, Минтрансом, Минпромторгом и «Газпромом». Если правительство продолжит поддерживать рынок, то к 2030 году потребление газа в качестве топлива может вырасти в десятки раз.
Напомним, в Оренбуржье действует соглашение, подписанное ранее правительством области и ООО «Газпром газомоторное топливо», о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива. До 2020 года разработана и утверждена региональная программа. По прогнозам экспертов через три года доля транспортных средств дорожных и коммунальных служб, работающих на газомоторном топливе, должна достигнуть в городах численностью населения более 300 тысяч человек 30 процентов, в городах с населением более 100 тысяч человек – 10 процентов.
В будущем году бизнес продолжит получать субсидии на продажу автомобилей на компримированном природном газе (КПГ, сжатом метане). Как рассказал «Известиям» замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, это решение было принято на межведомственном совещании в Минпромторге. В 2018 году на программу могут выделить порядка 2,5 млрд рублей. Но это не окончательная цифра.
— Минэнерго, Минпромторг, Минтранс, Минсельхоз и «Газпром» ищут решение по сохранению и увеличению субсидий на газомоторную технику в 2018 году, — добавил он.
Продажи газомоторной техники правительство поддерживает с 2014 года. В рамках субсидирования производителям компенсировалось до 30% от стоимости проданных авто. Для этого компании должны выполнять планы реализации, иначе им приходится возвращать субсидии. По данным Минпромторга, продажи постепенно растут. Если в 2016 году с помощью субсидии было реализовано чуть более 2 тыс. единиц техники, то за первую половину 2017 года — уже 2,5 тыс. машин. В этом году на поддержку продаж газомоторных автомобилей выделили 3 млрд рублей.
Газомоторный транспорт выпускают практически все крупные отечественные производители — «ГАЗ», «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «ЛиАЗ», «УАЗ» и Volgabus. Производители техники, в частности, «АвтоВАЗ», надеются, что программа будет продлена. В июле компания с помощью субсидии запустила продажи двухтопливных легковушек Lada Vesta CNG, рассказали «Известиям» в пресс-службе компании. Уже продано более 300 автомобилей.
Спрос на субсидируемые газовые авто существенно превышает предложение, рассказал представитель группы «ГАЗ».
— Например, по автобусам «Группы ГАЗ» количество заявок в три раза превышало возможности программы. Она позволяет увеличить продажи коммерческих автомобилей c газовыми двигателями в два раза, автобусов — в три раза, — отметили в компании.
Продажи газомоторной техники постепенно растут, ранее говорил Кирилл Молодцов. По данным Минэнерго, на начало года в России было продано около 150 тыс. метановых автомобилей, а к 2020 году их количество вырастет более чем в два раза, до 370 тыс. штук. По оценкам замминистра, компании могут выпускать до 20 тыс. машин ежегодно.
Вместе с продажами техники увеличивается и потребление газа. В 2016 году было продано около 535 млн куб. метана. По расчетам Минэнерго, в 2020 году объем потребления газа в качестве топлива вырастет до 1,26 млрд куб. м. К этому моменту количество газовых заправок должно увеличиться более чем вдвое — до 740, рассказал Кирилл Молодцов.
По словам представителя «дочки» «Газпрома» компании «Газпром газомоторное топливо», продажи метана растут на 8–11% ежегодно. В прошлом году компания реализовала 481 млн куб. м газа.
Распространение метана в качестве топлива несет много плюсов. Помимо снижения выбросов это еще и повышение спроса на газ, а также снижение нагрузки на НПЗ. Тем не менее его распространение пока сдерживает ряд факторов, отметила эксперт энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.
— В первую очередь это недостаток инфраструктуры, а также непрозрачность механизмов ценообразования на реализуемый в розницу КПГ. Именно преодоление проблем в части ценообразования на природный газ окажет наибольший стимулирующий эффект для развития внутреннего рынка, — считает она.
По прогнозу энергоцентра, потребление метана в качестве топлива в период до 2030 года имеет все шансы вырасти до 14 млрд. куб. м.
Напомним, жителям Оренбургской области помогут сделать выбор в пользу более экологичного газомоторного топлива. Отказ от бензина будет не таким болезненным, если часть затрат на себя возьмет компания-агент, посчитали в правительстве региона. Газовики предложили бесплатное оборудование при условии оплаты стоимости его установки автовладельцами.
До 2021 года регион планирует приобретение 1,5 тыс. единиц автобусов и коммунальной автотехники, 1,1 тыс. единиц сельскохозяйственной техники, а также переоборудование 1,2 тыс. автобусов и 800 единиц сельхозтехники.