Вежливая сила
Прапорщика Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области из Домбаровского отдела Дмитрия Абраменко его командир рекомендовал просто:
– Наш лучший водитель. Дорогу просто чует. С таким провожатым не пропадёте.
Сопровождающий оказывался и проводником, и защитником от нештатных ситуаций.
Но Дмитрий сразу пояснил, что здесь никаких проблем быть не должно. Даже контрабандисты не жалуют этот участок границы: до хороших дорог далеко, да и посёлков мало, не затеряешься. А с местными у пограничников отношения добрые. Люди не возмущаются, даже если надо в объезд проехать лишнюю сотню километров к родне в Казахстан. Дорог-то всё равно нет, что на той стороне, что на другой. А нормальный асфальт идёт только через установленные пункты пропуска через границу.
Он показывал нам местные приграничные достопримечательности: мавзолей, глиняное озеро, старинные могильные камни здешних кочевников. Рассказывал, как пару лет назад видел последнего сайгака, случайно заскочившего на нашу территорию. Но с особой гордостью подвёл к пограничным столбам. Погладил рукой наш – яркий, пластиковый, красно-зелёный. Перевёл взгляд на казахстанский, синий с жёлтым.
Невозможно было поверить. И это всё?! А где граница, контрольно-следовая полоса, колючая проволока? Ничего этого не было. Просто степь. Между столбами – лишь норка суслика.
Провожатый улыбался в ответ:
– Зачем? Чтоб сайгак не прорвался? Так он теперь и сам не захочет. Границу можно и так защищать, без танков и гаубиц. Главное, чтоб люди знали и понимали, что сюда нельзя. И всё. Можно же культурно об этом предупредить, вежливо.
Когда тебе 36, когда служишь в своих родных краях, когда дома ждут дочурка и жена, кстати, коллега по службе в том же пограничном подразделении, тогда и дышится легко, и чувствуешь себя более чем уверенно. Такая уверенность поневоле передаётся окружающим.
Высокого роста, крепкий, надёжный, он спокойно оглядывал бескрайнюю степь. Щурился на яркое летнее солнце, напоминая былинных богатырей на дальних рубежах своей державы. Кто на такого нападёт?
– Нет, Дима, для военного ты уж слишком вежливый.
Он поправил кепку, сказал примирительно:
– А такие сейчас нужнее всего. Вот в Крыму, к примеру, они были, а войны не было. На Донбассе их нет, и что творится? Стрелять-то дело нехитрое. А ты попробуй, чтоб и без выстрелов, и мир. Вот это сила!