Бизнес на костях или сколько стоит умереть: расследование «Орской газеты»
Когда умирает близкий человек, то меньше всего хочется думать о деньгах. Но получается так, что личное горе мы должны переживать в суете, спешке, а иногда и отбиваясь от жаждущих нажиться.
– В прошлом месяце мой брат попал в ДТП, – рассказала нашему корреспонденту Кристина Л. – Машина влетела в столб с такой силой, что брат погиб на месте. Сразу же после звонка правоохранителей я поехала на место аварии. Как объяснили полицейские, они уже вызвали похоронную службу «Реквием», чтобы те забрали тело. Каково же было мое удивление, когда к месту трагедии приехал молодой человек на машине без всяких опознавательных знаков и стал говорить, что тело заберет именно он. Я была в шоке и плохо понимала, что происходит. Буквально через 10 минут к нам прибыла еще одна машина, уже с надписью «Реквием». Получается, кто-то из тех, кто присутствовал на месте происшествия, вызвал совершенно другую похоронную службу и попытался нажиться на нашем горе. После долгих разбирательств мы забрали тело брата. Но дележ между похоронными компаниями просто морально убил.
К сожалению, такие случаи в Орске не единичны. Как нам рассказала медсестра одной из городских больниц Светлана Г., несколько недель назад к ней подошел с «серьезным разговором» один из пациентов, который представился работником похоронной службы «Воскресение» (название изменено).
– Заработать хочешь? – спросил он девушку. – Предлагаю вариант непыльного дохода.
– Что делать-то нужно? – медсестра сразу почуяла подвох.
– Ничего сложного, – продолжал мужчина. – У вас же здесь часто умирают. Вот когда следующий «откинется», ты сразу звонишь мне, я приезжаю и забираю покойничка. А тебе за информацию процент неплохой. Соглашайся, делать ничего не нужно, а деньги заработаешь неплохие.
– Мы уже сотрудничаем с другой похоронной службой, – ответила Светлана. – У нас с этим строго, я не могу нарушать указания руководства.
– Так ты и не нарушишь. Об этом никто не узнает. Только звони мне сразу, как на тот свет отойдут, чтобы я раньше других успел приехать. Сам все оформлю, деньги получу и с тобой поделюсь. Ты подумай – кто тебе еще такие деньги предложит за один звонок.
– К сожалению, такие случаи у нас в городе не редки, – комментирует руководитель похоронного бюро «Реквием» Владимир Пискунов. – Вообще, вся похоронная деятельность строго регулируется федеральным законом. Но, находятся такие компании, которые начинают выдумывать свои правила, а это иногда приводит к очень печальным последствиям. К примеру, когда людей хоронят без регистрации. На сегодняшний день в Орске существует 53 организации и индивидуальных предпринимателя, которые занимаются ритуальными услугами. Представьте, что будет происходить в городе, если каждый начнет устанавливать свои правила. К сожалению, проблемы, которые сейчас возникают в крупных городах, дошли и до нас: Случается, что медики за определенный процент продают информацию об умерших людях. А после этого к родным приходит человек, который представляется похоронным агентом и обещает все проблемы, связанные с погребением, взять на себя. Люди, которые в момент смерти близких находятся в шоке, конечно же, на все соглашаются – им не до чего, у них горе. А ушлые предприниматели этим пользуются. И самое плохое, что сейчас в похоронном бизнесе появляется все больше молодых людей, которых совершенно не интересуют чувства других. Для них главная задача – заработать как можно больше денег. У них нет сочувствия, для них это просто бизнес. Знаете, как угнетающе действует на людей звук вколачивания гвоздей в крышку гроба? Именно поэтому у нас сейчас все гробы только на защелках – чтобы не было этого звука. Но мало кто из нынешних предпринимателей о таком задумывается.
– Сколько стоят самые бюджетные похороны? – интересуюсь у Владимира Михайловича.
– Минимальный похоронный набор стоит около 12 тысяч рублей. В эту сумму входят могила, гроб, катафалк, само погребение и крест. Конечно, каждый исходит из своих финансовых возможностей. Потолок не ограничен. Но дорогие гробы не востребованы, поэтому у нас их практически нет. В городе очень мало богатых людей, которые могут устроить шикарную церемонию прощания. Случается даже такое, что мы проводим похороны в рассрочку – ну нет у человека денег, а проводить покойного в последний путь нужно. В таких случаях мы всегда идем навстречу – мы же понимаем, как это тяжело. В данный момент у нас в городе четыре действующих кладбища – это Первомайское, Нагорное, Степное и мусульманское. Родные сами выбирают, где захоронить усопшего. Но, конечно, для нас лучше всего, когда делают родственные захоронения – тогда мы со стопроцентной уверенностью знаем, что могилы не будут брошены. Конечно же, на каждом кладбище есть свои правила. Например, на погосте в поселке Нагорном уже нет свободных мест, и там производят только родственные захоронения. На кладбище поселка Степного проектом был предусмотрен запрет на установку металлических оград вокруг захоронения. И, конечно же, общероссийская норма – чтобы памятник на могиле не выглядел инородным телом, то есть, чтобы это не была, допустим, огромная пятиметровая скульптура.
– А как обстоят дела с захоронением безродных и бездомных? Бытует мнение, что их хоронят даже без гробов, в общих могилах…
– Нет, это сплетни. У каждого усопшего, будь он чьим-то родственником или же лицом без определенного места жительства, есть свой участок и опознавательный знак. Нередки случаи, когда правоохранительные органы в рамках следственных действий проводят эксгумацию тела. Хорони мы всех безродных в общей могиле – этого не сделать. К тому же захоронение таких людей мы проводим практически в убыток себе. Конечно, государство каждому выделяет по шесть тысяч рублей гробовых, но этой суммы не хватает на самое необходимое. Поэтому нам приходится проводить погребение себе в убыток. А частные организации никогда не будут этим заниматься, их главная цель – заработать как можно больше денег…
Пообщавшись с Владимиром Михайловичем, я решили проверить на «ушлость» фирму «Воскресение», которая пытается выкупить данные об умерших. Легенда такова – есть тяжелобольной дедушка, который вот-вот отправится в мир иной. Сколько стоит его похоронить?
Не успела я войти в офис похоронной службы, как ко мне тут же бросилась одна из менеджеров.
– Здравствуйте! Вам помочь?
«Да, отправиться в мир иной», – чуть было не сорвалось с языка.
– Помогите, у меня дедушка тяжело болеет, врачи говорят, что ему остались считанные дни, – сделала я трагическое лицо.
– Вас интересуют похороны?
«Нет, день рождения», – подумала я, агент явно не обладала профессионализмом.
– Да, хотелось бы узнать, в какую сумму встанет эта церемония.
– Минимальный набор – 18 тысяч, но думаю, тысяч в 25 уложитесь. У нас можно приобрести все – начиная от гроба и заканчивая всей атрибутикой. Кстати, в других похоронных фирмах вам это все выйдет намного дороже, – девушка не забыла опорочить конкурентов.
– Покажите, пожалуйста, прайс, – я решила взять быка за рога.
– Мы вам его покажем после того, как потребуются наши услуги и мы приедем к вам домой. Примерную цену я вам назвала.
– Что в нее входит? – начала было спрашивать я, но тут к нам подбежала другая девушка и начала рассказывать об услугах агентства. Моя собеседница попыталась ее прервать, но та лишь рявкнула «Помолчи» и продолжила свою речь. Мне начали наперебой рассказывать о гробах, венках и одежде для усопших, а также о том, что все документы они сделают сами – конечно же, за отдельную плату. Через 20 минут, выслушав агентов, я вышла из заведения с квадратной головой. Конечно, по сравнению с муниципальной организацией сумма существенно разнится, в целых 6 тысяч. Да и сочувствием и пониманием они не отличаются. Но, к сожалению, это никак не регламентируется – любой человек может открыть свое похоронное агентство и вполне легально заниматься этим бизнесом.
Только хочется напомнить всем представителям похоронных агентств: от смерти родных и близких никто не застрахован. Не стоит наживаться на чужом горе. А вообще, если честно, дешевле жить, чем умереть, поэтому – долгих лет жизни вам, дорогие читатели.