Оренбургские выборы: простые решения сложного уравнения
Любой последовательный марксист назовет эти заметки механистическим подходом и объявит автора последователем Джемса или Толмена. И все-таки попробуем взглянуть на оренбургские выборы непредвзято, с точки зрения математики.
Выберем три наиболее значимых сюжета: выборы депутата ЗС в девятом избирательном округе Оренбурга, главы Новосергиевского района и депутата Оренбургского районного Совета.
Арифметика
По предварительным данным на 9 округе Оренбурга проголосовало около 19 процентов избирателей. Победу одержал единоросс Александр Кузнецов с результатом 47,86 процента голосов. Его ближайший преследователь — член КПРФ Виталий Кукушкин — набрал голосов вдвое меньше — 21,64 процента. На третьем месте — выдвиженец от ЛДПР — Максим Щепинов. У него почти девятнадцать процентов голосов. Около 6 процентов получила Юлия Ускова, партия «Воля». Два дополнительных Кукушкина, в сумме собрали 2,27 процента. Всего за Кузнецова отдали голоса 6093 человека, при общем количестве избирателей 65 939. Получается, что всенародно избранный депутат получил поддержку голоса менее 10 процентов жителей округа с избирательным правом. Ну не странно ли?
На выборах главы Новосергиевского района на избирательные участки пришло сорок четыре процента новосергиевцев. Победу одержал самовыдвиженец Александр Лыков — с результатом 85 процентов голосов. Ближайшим «преследователем» стала лдпровка Татьяна Боброва с 4,22 процентов голосов. За всенародно избранного главу проголосовало чуть более трети избирателей.
На дополнительных выборах депутата Совета депутатов Оренбургского района с результатом в 65 процентов победил единоросс — Александр Неверов. Александр Митин, бывший эсер, выдвинутый КПРФ получил чуть больше 30 процентов. Представитель ЛДПР Асель Чукеева получила 1,5 процента голосов. Здесь проголосовало около 25 процентов избирателей, а победитель получил 16 процентов голосов потенциальных избирателей.
Три основных арифметических вывода: системная и несистемная оппозиция потерпела сокрушительное поражение; подавляющее большинство избирателей, разочарованы самой идеей выборной демократии (не явившись на выборы), интересы населения будут представлять люди, не получившие одобрения и половины потенциальных избирателей.
Тогда зачем весь этот сыр-бор с выборами?
Алгебра
Алгебра, как известно, изучает операции над элементами множества произвольной природы.
Операций на 9 округе в Оренбурге было немало. Появление и исчезновение дополнительных Кузнецовых, появление и сохранение добавочных Кукушкиных.
Наконец, совместная оппозиционная кандидатура, о необходимости которой говорили некоторые лидеры, так и не появилась. Все разговоры о рейтингах при выборе общего кандидата, так и остались разговорами. Если бы в бюллетенях осталось лишь два кандидата: от ЕР и всех остальных, то суммарный показатель 48,74 был бы не в пользу Кузнецова. Не факт, конечно, но попробовать бы стоило.
Лишнюю операцию со сбором подписей провели в Новосергиевке. Зачем было тратить силы и средства на сбор подписей для самовыдвиженца Александра Лыкова, верного, думается, «единоросса», к тому же исполняющего обязанности района? Неужели столь значительный разрыв в 80 процентов между первым и вторым местом, никем не был спрогнозирован? Или партия власти настолько испугалась результатов декабрьских выборов прошлого года в Переволоцком районе, на которых победил объединенный оппозиционный кандидат Вадим Виноградов?
Выборы в Оренбургский районный Совет, могли бы остаться одними из… если бы на депутатский мандат не претендовал бывший лидер региональной «Справедливой России» Александр Митин. Впрочем, все предыдущие операции с его участием – суд, обвинение другого лидера В. Фролова, согласие на собственное выдвижение от КПРФ – результата не принесли. Как в известной картине «Опять двойка!».
Основной алгебраический вывод: договариваться между собой оппозиционные силы не умеют и даже не хотят.
Теория функций
Нам осталось рассмотреть выборы, как непрекращающуюся функцию. Нет, мы не станем углубляться в тригонометрические ряды, а ограничимся выяснением степени гладкости социальной активности.
Протестные настроения сходят «на нет» и в стране, и в столице. В Оренбуржье их особо никогда не было.
Решение центральной власти об установлении единого дня голосования в первое воскресенье сентября, логичное и, явно или не явно, направленное на снижение явки избирателей.
Впрочем, летний период, несмотря на его неудобность (отпуска, дачи и т.п.), полностью «профукан» оппозицией. Методы т.н. рукопожатий или «от двери к двери» словно забыты ей. Надежда на телеролики не сработала, интернет тоже подвел, ничего нового в программах парламентских партий не появилось.
С точки зрения теории функций, за единичными исключениями, и власть и оппозицию устраивает сложившееся статус-кво.