Новые стандарты в образовании: каким видится детский сад будущего?
С 1 января 2014 года в системе дошкольного образования введён новый стандарт. Что изменится? Какие задачи сегодня стоят перед учреждениями? Об этом – начальник отдела образования администрации Красногвардейского района Оренбургской области Надежда Травкина.
– Новый стандарт не призван изменить работу в детских садах в одночасье, но его введение отразится на всей системе – на педагогах, детях и семье. В частности, семья станет реальным участником образовательного процесса. Основная задача учреждений – создавать условия, при которых дети получат полноценное развитие для перехода на следующий уровень образования. Именно требования к условиям развития детей, к деятельности педагогов детально прописаны в стандарте.
– Сегодня можно говорить о плюсах и минусах стандарта?
– Плюсы и минусы только предстоит оценить. Но уже можно сказать, что «детсадовского ЕГЭ» не будет. Всеобщей стандартизации пугаться ни детям, ни родителям не надо. Она просто поможет сделать в своё время безболезненным шаг ребёнка в школу, которая уже работает в условиях государственных стандартов.
– Стандарт не содержит никаких утверждений о том, что дети к шести годам должны уметь делать. Каким образом будет оцениваться качество дошкольного образования?
– Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа – к ребёнку. Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счёту и чтению. И это приобщение происходит через игру. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Учитель начальных классов должен отчётливо понимать, что к нему придет ребёнок-почемучка, который и должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребёнку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которых он не задавал. Когда же мы говорим об оценке качества дошкольного образования, мы имеем в виду два направления. Первое – оценка качества условий, куда относится работа и образовательного учреждения, и воспитателя. И второе – оценка качества самого результата. Результатом освоения программы дошкольного образования являются возрастные характеристики достижений ребёнка.
– Предъявляет ли стандарт единые требования для всех, или в разных детских садах образовательные программы будут различаться?
– Документ даёт возможность учитывать культуру и сложившиеся традиции на территории проживания. Педагоги могут сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные программы дошкольного образования, разработанные в соответствии со стандартом.
– Новый стандарт – это перестройка сознания. Наши воспитатели и педагоги подготовлены для работы в новых условиях?
– Согласно новому стандарту, работать воспитателями будут только специалисты. Это педагоги с высшим педагогическим образованием, в том числе специальным. Безусловно, в самое ближайшее время будет рассмотрен вопрос совершенствования подготовки и переподготовки педагогов для ДОУ как универсальных специалистов, обладающих психолого-педагогической компетентностью в области дошкольного и начального образования.
– А как с финансовым обеспечением реализации программ?
– Замечу, что ситуация с поддержкой детских садов начала меняться к лучшему. Так, в рамках областной целевой программы «Дети Оренбуржья на 2011–2013 годы» за последние три года осуществлён ремонт в пяти дошкольных образовательных учреждениях, на что было выделено из бюджетов всех уровней свыше 23 миллионов рублей. Надеюсь, что перемены будут продолжаться, ведь основной акцент новый стандарт ставит на обеспечении условий образования. Теперь детские сады будут финансироваться из разных источников: из бюджетов субъектов РФ – образовательные услуги, из муниципальных бюджетов – содержание зданий и ремонт.
– Утверждены ли финансовые нормативы по содержанию детей?
– В новом стандарте четко прописаны затраты на пребывание ребёнка в детском саду. Государство берёт на себя все расходы по образованию детей, оставляя на родителей затраты на уход и присмотр.
– Предоставляются ли льготы малообеспеченным семьям?
– Муниципальные льготы предусмотрены для детей из категории многодетных семей, одиноких матерей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, родительская плата не взимается. Средний же размер родительской платы, установленный в Оренбургской области, сегодня составляет 830 рублей в месяц.
– Дошкольное образование теперь становится обязательным?
– Никто не может заставить родителя отдать ребёнка в детский сад. Задача нового стандарта вовсе не в том, чтобы загнать всех в детский сад, а в том, чтобы он стал местом, где педагог поможет стать самостоятельной личностью, нацеленной на учёбу и познание. Сегодня апробируются и внедряются новые модели: дошкольные группы на базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки развития и множество других, деятельность которых направлена на оказание образовательных услуг семьям детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья.