«Никто не скажет точно, сколько судеб разорвало в клочья»

Петр Иосифович Студеникин — участник Великой Отечественной войны, проживающий в селе Пономаревка Оренбургской области. Фронтовик  с честью  исполнил  долг по защите нашей Родины от  фашистских захватчиков. Был ранен, получил контузию. День Победы встретил в Австро-Венгрии.

Время, которое выпало на долю ровесников Петра Иосифовича Студеникина, не просто тяжелое. Оно проверяло  их на выносливость, взаимовыручку, да и  на весь набор  человеческих качеств. И они с достоинством выдерживали  непростые  по своей сложности экзамены, за которые  не оценки  ставили, а давали ордена и медали. А учителями были опыт, мудрость, жизненная закалка.

Петр Иосифович родился в многодетной семье. При родах умерла его мать, и отец остался с детьми и  семейными проблемами один на один. А проблемы  касались не только быта, здоровья. Дети порой по нескольку дней голодали. 

Через год отец решает жениться.  Вихрастые мальчишки и застенчивые, но в то же время не по годам повзрослевшие девчата, не  хотели видеть в отчем доме мачеху. Но неприязнь к ней гасили два  обстоятельства — она привела с собой корову, и продуктов на столе прибавилось. Да и отцу стало  легче управляться с домашними делами.

Однако прожили  с ней недолго, чуть  более трех лет. Ее сын  вскоре окончил курсы трактористов, стал работать в колхозе, получал зерно. И как-то предложил матери: «Давай уйдем от этой оравы. Зачем кормить их, обстирывать?».

Недолго думала женщина. Все за и против взвесила. У них с Иосифом уже были совместные дети. Однако вскоре все-таки ушли из дома и при дележке забрали с собой корову…

Однажды Иосиф Семенович в разговоре с соседом пожаловался на свою судьбу.

— Как дальше жить, что делать, как уберечь детей?

То ли самому себе, то ли собеседнику задал он этот вопрос.  Тот в ответ предложил поехать вместе с ним в Новосибирскую область, куда уже перебрались  из Софиевки несколько семей.

Но не  так просто было оторваться от родных мест. Да и денег не было на дальнюю дорогу. Оставался один выход — продать родительский дом, в котором семья жила вместе с бабушкой. Но возьмут ли к себе ее два сына, которые жили в том же селе. А если возьмут, значит, и дом будет им принадлежать.

Бабушка  Петра Иосифовича быстро вынесла вердикт: «Не брошу вас. Поеду вместе с вами, детей не оставлю, — твердо сказала она».

И вскоре, продав жилье, большая семья с котомками, в которых было самое необходимое, с большой надеждой на лучшую жизнь  отправилась  в неизведанные края.

Первое время жили у земляков, затем им выделили  пустующий домишко. Но главное — найти работу. Отец был хорошим кузнецом, готов трудиться за двоих.  Однако в селе, где они нашли приют, в таком мастере не нуждались. И лишь только в 15 километрах  было хозяйство, где требовался молотобоец.

Отец устроился на работу, навел порядок в кузнице. Однако дома появлялся крайне редко. Все хлопоты, заботы о членах семьи лежали на плечах бабушки и  старших сестер.

И здесь, за тысячи километров от родного края,  жилось не сладко. Порой дети ходили по домам, просили милостыню. Двери в те времена не закрывались на замок. А уж если зашли в дом, с пустыми руками не проводят. Делились с ними сердобольные люди кусочком черствого хлеба, вареной картошкой. Они терпеливо ждали возвращения домой, где спешно доставали собранное из мешков,  раскладывали  по равным кучкам и с жадностью принимались за трапезу.

Жизнь продолжалась. Семья Студеникиных переехала в Сибирь в 1933 году. Петру было тогда 10 лет. Нужно было учиться. И он оканчивает семилетку.

В 1941 году грянула война. А через год, когда Петр только что начал учиться в ФЗО, его забирают на фронт, куда уже ушли два старших брата, один из которых пропадет без вести. Впереди была учеба в школе командиров в Красноярском крае. Затем отправка в Подмосковье,  где окончил курсы десантников. Планировали высадить десант   в тыл врага, но  в итоге был отдан приказ перебросить на Карельский фронт.

300 километров с боями прошел Петр Иосифович вместе со своими товарищами  по территории между Онежским и Ладожским озерами. Населенные пункты встречались редко. Кругом  леса, болота. Дошли до  известной линии укреплений Маннергейма.

— Советские солдаты  знали об этом инженерном сооружении длиной более 130 километров, -говорит он. —  На его опорных пунктах было по несколько огневых точек.

Глубокие траншеи при необходимости превращались в окопы. Толщина железобетонных дотов достигала до 2 метров. Доты и дзоты были покрыты резиной, в результате чего рикошетили снаряды, отчего   укрепления оставались неповрежденными. Противотанковых и противопехотных препятствий — не счесть.

Вряд ли остались бы в живых несостоявшиеся десантники, которые совершили с десяток лишь   тренировочных прыжков  с парашютом, если бы поступил приказ атаковать фашистов. Однако этого не случилось. Разговоров в солдатской среде по этому поводу было много. Но приказы может и обсуждаются кулуарно, однако исполняются.

Две недели ожидания близ линии Маннергейма  закончились отходом и направлением бригады сначала в Белоруссию, затем в Австро-Венгрию, где освобождая территорию от врага наш земляк получил  ранение в ногу.

Долгожданный День Победы сержант Студеникин встретил на госпитальной койке.

В 1947 году демобилизовался, вернулся в Новосибирскую область. Отца и бабушки уже не было в живых (и  об этом он знал из писем родных). Стал жить у сестры, где своих ртов хватало. Женился. Родилась дочь Тамара. Однако личная жизнь не сложилась, и Петр Иосифович в 1953 году возвращается в Софиевку, где более 30 лет проработал в колхозе «Новый мир» ветфельдшером.

Минуты свободной не было. Хозяйство в те времена было  крупным — более 400 голов дойного стада, молодняк,  тысячи овец, свиней. И он добросовестно справлялся со своими обязанностями, за что не раз получал почетные грамоты от руководства колхоза.

В 90-е годы переехал в Пономаревку. Как участник ВОВ, получил субсидию на квартиру.  Сегодня он живет со своей дочерью. Ради него она  оставила Новосибирскую область, где прожила более 60 лет.  С удовольствием готовит ему любимые блюда — борщ, фаршированные блинчики, следит за здоровьем. Впрочем, он сам себе доктор. Постоянно контролирует свой вес. Как-то встал на весы — пять килограмм куда-то делись. Пошел на прием к врачу,  обследовался. Его направили  в военный госпиталь Оренбурга. И  предстоящим летом  93-летний фронтовик планирует там подлечиться.

На других надейся, а сам не плошай. Хорошая пословица, актуальна на все времена.  И  он следует ей по жизни. Как только появились ФОК и открытый стадион, почти каждый день занимался на тренажерах.  Сегодня с бегом трудновато, но старается сохранять форму – почти ежедневно прогуливается летом по стадиону, а зимой  по центральным улицам села.

У Петра Иосифовича завидная память, логика и мышление. Он смотрит телепередачи, читает областные и районную газеты.

— Однако скучновато, — сказал он на прощание. — Не стало  боевого товарища Самойлова Александра Михайловича. Это он и его жена Валентина узнали из районной газеты о том, что мы оба, служившие в одной бригаде, жили  друг от друга в 50 метрах и не знали об этом.

Была  первая  встреча фронтовиков — один служил в 7-й, другой в 8-й роте. Сколько впечатлений. Обычно мужские эмоции  скупые, а тут столько восторга, объятий и рукопожатий. А  затем были еще и еще встречи.  Петр Иосифович переходил дорогу, и через две минуты был в гостях у боевого товарища.  Память шагала по их следам. Наговориться не могли. Расставались после многочасовых бесед-воспоминаний.

Уходят в вечность ветераны.  И сегодня никто не скажет точно, сколько судеб разорвала война  в клочья, сколько жизней забрала она.  Не стало Александра Михайловича, вскоре уехала из Пономаревки  его жена. Так, оборвалась связь с однополчанином, за короткое время ставшим для Петра Иосифовича родным человеком, потому что они оба прочувствовали дух военного времени, научились ценить каждую минуту жизни и знали,  что такое чувство локтя…

На сегодняшний день в  нашем районе  осталось немного ветеранов Великой Отечественной войны. С каждым годом их становится все меньше и меньше. Нас время умчало далеко от войны.  Но мы должны трепетно  относиться  к фронтовикам, завоевавшим нелегкую победу. Это наша святая  обязанность.