Тест-драйв Boeing 737-800: редкая профессия в небе

Тестирование и приемка воздушного судна – процесс сложный и трудоёмкий. Сначала самолёт и его документацию проверяют инженеры, затем тестовый полёт осуществляет летчик-испытатель завода Boeing, третий этап – облёт пилотом принимающей авиакомпании. На сегодняшний день в Оренбургском филиале авиакомпании «Россия» работают три пилота, допущенных к выполнению облёта воздушного судна с выключением двигателей. Один из них — Олег Повстянко. RIA56 в День воздушного флота России распросил человека редкой професси о самом главном.

Свою авиационную карьеру Олег Повстянко начинал после окончания Актюбинского высшего лётного училища ГА в 1991 году в Оренбургском объединенном авиаотряде. За время работы освоил Ан-2, Ан-24, Ту-134, Boeing 737. Сегодня Олег Алексеевич командир лётной эскадрильи Boeing 737-800 Оренбургского филиала авиакомпании «Россия».

— Как вы поняли, что небо – это ваше призвание? Где получали образование?

Я родился в Новотроицке в семье учительницы и сталевара. В то время большое внимание уделяли воспитанию молодежи, был популярен спорт, различные кружки, ребята жили интересно, активно, весело, мы всегда были чем-то заняты. И вот в какой-то момент решили с друзьями прыгнуть с парашютом. В Орском ДОСААФ прошли подготовку и совершили первый в своей жизни прыжок с парашютом из вертолета. Ощущения передать сложно, я был поражён, восхищён и счастлив одновременно. После этого прыжка я полюбил небо и решил поступать в авиационное училище.

В 1985 году я поступил в Актюбинское высшее лётное училище, через год ушёл в армию, вернувшись, окончил вуз и получил свидетельство пилота. В 1991 году пришёл на работу в Оренбургский объединенный авиаотряд, летал на Ан-2, Ан-24, Ту-134. В 2006 году авиакомпания приняла решение осваивать Boeing. Я одним из первых был направлен в Лондон на переучивание. Boeing отличается от отечественной техники.

Приходилось не только привыкать к новому самолёту, но и изучать английский язык, так как вся документация была на языке производителя. За 11 лет я освоил все модификации Boeing – от классики до NG.

  

— Подготовка к тестовым полетам. В чем она заключается? Что значит «специальный допуск»?

Когда новый самолёт поступает в парк авиакомпании, его обязательно проверяют. Авиакомпания должна быть уверена в безукоризненном его техническом состоянии, в идеальной работе всех систем воздушного судна. Так называемый облёт с выключением двигателей имеет право выполнять лётчик со специальным допуском. Причем этот допуск в обязательном порядке подтверждается раз в два года.

Чтобы я получил специальный допуск, авиакомпания направила меня на обучение. Сначала все технологии облёта пилотом отрабатываются на тренажере. После сдачи экзамена эти знания закрепляются в реальном полёте. Облёт можно выполнять не над всеми странами, например, Евросоюз запретил тестировать выключение двигателей над своей территорией.

— Как вы выполняете облёт? Как ведёт себя самолёт?  Когда самолёт прилетает в Россию?

В ноябре 2016 года авиакомпания «Россия» принимала в свой парк новый Boeing 737-800. На заводе в Сиэтле лётчики-испытатели сначала самостоятельно испытывают самолёт, при обнаружении недостатков их устраняют. После того, как завод уверен в исправности и безоговорочной работе всех систем, самолёт может проверять авиакомпания. Облёт может выполняться только в светлое время суток, обычно утром. Перед началом флай-теста я проверяю документацию, проверяю работу механизмов, датчиков на земле. Как правило, со мной в полёте пилот-испытатель с завода и инженер, который фиксирует параметры и показатели. Был даже случай совместного облёта с пилотессой-испытателем. Поднявшись в небо на необходимую высоту, я уже могу тестировать по очереди систему герметизации, работу электросистемы, вспомогательной силовой установки, есть ли отклонения по аэродинамике, поведение самолета при выключении и включении двигателей и т.д.

Все системы самолёта всегда работают именно так, как написано в руководстве по лётной эксплуатации. Все возможные нештатные ситуации также описаны в инструкции по действиям в особых случаях, пилот всегда знает, что, как и в какой последовательности он должен выполнять. Каждый пилот во время тренировок на тренажёре доводит до автоматизма все свои действия.

  

После облёта воздушное судно передается авиакомпании. Маршрут из Сиэтла на новом самолёте, как правило, проходит через Исландию, потом мы прилетаем в Россию. Первый полёт в нашу страну на новом самолёте – это всегда торжественно. Еще чуть-чуть и воздушное судно приступит к выполнению полётов и начнет перевозить пассажиров, кого в командировку, кого в отпуск.

Мне очень нравятся нестандартные задачи. Хотя, вы знаете, с уверенностью могу сказать, что каждый полёт индивидуален, нет похожих рейсов, не существует рядового полёта. Летать — это работа, которую я люблю и которой я живу.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Ко Дню воздушного флота оренбургским летчикам вручили награды

Жизнь за облаками: одиннадцать тысяч часов в воздухе