Назад, в Россию: история одной семьи из Украины

В Бугуруслане Оренбургской области проживает семья из Украины, которая покинула страну, когда там начались боевые действия. Местные жители помогли с жильем, продуктами, вещами и работой.

Житель Алтайского края Иван Плисов в годы Великой Отечественной войны освобождал многострадальную Украину от фашистских захватчиков. Крепко врезался в память фронтовика далёкий Донбасс с его мягким климатом, природным изобилием… Спустя годы мечта перебраться с семьёй в цветущую, щедрую на урожай Украину, где груши свисают из-за каждого тына и сами просятся в рот, осуществилась. Мог ли тогда знать Иван, что через каких-то полвека его дочь Людмила, внучка и четверо малолетних правнуков будут вынуждены бежать от войны в Россию, оставив всё нажитое и не помышляя о возвращении.

Фото Андрея Шаляпина

— Там у нас всё утопает в садах и розах, яблоки не поднимали с земли, ногами их «буцали», а здесь взять негде, — невесело глядит в окошко Людмила Ивановна Глущенко. — Но у меня такое предчувствие, что никуда мы отсюда не тронемся… Родственники говорят по телефону, что война там не кончилась, несмотря на объявленное перемирие.

У женщины остались в восточной Украине пятеро взрослых детей и внуки. На семейном совете решили вывезти в Россию многодетную Ольгу с мужем Виктором и сынишками в возрасте от полутора до двенадцати лет.

— Он у нас приболел трошки, — ласково прижимает к груди младшенького Тимурчика Ольга. — И чего же ты плачешь, чего боишься?

— Напуган ребёнок, вот от матери и не оторвёшь, — буднично замечает бабушка. — Намучились они в своей Марьинке под Донецком, я и взяла их к себе на лето, думала, так лучше, спокойнее будет.

В Артёмовске Донецкой области, где жила Людмила Ивановна, вначале боевые действия не велись. Но через город проходит автотрасса на Донецк; рядом Краматорск с военным аэродромом; недалеко Славянск, который начали бомбить… И в «мирный» Артёмовск стали подтягиваться войска. В небе беспрестанно кружили самолёты, их зловещий гул не затихал даже ночью. На улицу невозможно было выйти — везде блокпосты, проверка документов. Вооружённые люди прочёсывали жилые кварталы — искали сочувствующих Донецкой народной республике, сжигали дома и расправлялись с семьями, из которых мужчины ушли в ополчение.

— Остановится автобус с нацгвардией, они повыскакивают, постреляют-постреляют для острастки, а потом спьяну начинают орать: «Слава Украине!» и от людей того же требуют, — с негодованием вспоминает Людмила Глущенко.

Желание уехать подальше от войны зрело исподволь, а когда, наконец, решились — столкнулись с массой трудностей. Ополченцев, которые помогают в таких случаях, в Артёмовске нет, поэтому пришлось рассчитывать только на себя.

До станции Валуйки, что на Белгородчине, добирались на двух автомобилях, преодолевая многочисленные блокпосты. В салонах теснились семеро пассажиров — о каком багаже может идти речь? Взяли только минимум продуктов и детские вещи, ведь впереди — зима.

У окошка железнодорожной кассы выяснилось, что ехать до Бугуруслана придётся с пересадкой в Пензе. Но самым страшным было другое — не хватало денег на билеты. Виктор Савченко, глава большого семейства, метался от таксистов к таким же, как сам, беженцам, от начальника вокзала к дверям миграционной службы, оказавшейся на замке. В конце концов выход был найден. На электричке доехали до узловой станции Лиски Воронежской области. А оттуда отправились прямым поездом к месту назначения.

В пути взволнованных неизвестностью пассажиров согревала мысль, что едут они не абы куда, а по приглашению жительницы Бугуруслана Елены Ионовой, размещённому в Интернете: «Примем семью с юго-востока Украины с предоставлением жилья в сельской местности на неопределённый срок».

— Встретили нас очень тепло, — с благодарностью констатируют мама и дочка. — Пришли и Елена Николаевна Ионова, и Ильяс Агзамович Мухарямов из районной администрации, и Владимир Николаевич Царёв из сельсовета… Поезд ещё не остановился, а они уже бегут, сумки из рук подхватывают. Стоянка всего две минуты — боялись, что не успеем высадиться.

Журналисты доставили украинской семье из Бестужевки вещи, собранные читателями газеты. Фото Андрея Шаляпина.

Ждали приезжих и в селе Бестужевка Полибинского сельсовета, где у Елены Ионовой пустует родительский дом. В комнатах есть всё необходимое для жизни. Холодильник был набит продуктами.

— Это, наверное, местный фермер постарался, Владимир Павлович Дмитриев, — строит предположения Людмила Ивановна. — Он и работу дал нашему Виктору.

Виктор Савченко, устроившийся на новом месте трактористом, сразу же пришёлся ко двору. Ведь у себя под Донецком он трудился в фермерском хозяйстве, где были и маслобойка, и маслоцех. Его супруга Ольга тоже не сидела без дела — каждое утро спешила на проходную огнеупорного комбината.

— В общем, работы молодёжь не боится, так что будем жить, — на этой оптимистической ноте заканчивает своё непростое повествование дочь фронтовика Людмила Глущенко [Плисова]

Справка RIA56:

На сегодняшний день в Оренбургской области на миграционном учете состоят 3776 граждан Украины, в том числе 687 детей. За разрешением на временное проживание вУФМС обратился 751 человек.