Мемориал исчезнувшей деревне: как ликвидировали село, пережившее царя, революцию и войну

Время не щадит малые сёла. За последние 50 лет с карты Оренбургской области исчезли десятки, если не сотни названий. Только на территории Пушкинского сельсовета Красногвардейского района прекратили своё существование больше десяти селений. До последнего сопротивлялись смертельному дыханию времени Исмагилово и  Булатово.

В июле уроженцы этих населённых пунктов в рамках празднования Дня села поставили памятники, чтобы увековечить имена своих предков. В День села на живописной поляне вдоль берега родного Тока установили нарядную юрту, в кузове грузового автомобиля сделали сцену. На торжествах по поводу открытия мемориала в Исмагилове участвовало более пятидесяти человек. Знаковый подарок – книжку об истории поселения – преподнёс своим землякам главный редактор областной башкирской газеты «Караван Сарай» Салават Акдавлетов. 

Из дореволюционной истории

Посёлок Исмагилово до 1861 года располагался между Ивановкой и Байгужево (этого села тоже уже нет) на правом берегу реки Ток. Спустя примерно сто лет, когда река изменила своё направление, посёлок остался без воды. Тогда селяне решили перебраться на другой берег. Но и это место было неудобным: зимой утопали в снегах, а путь к воде был неблизким. В 1861 году исмагиловцы вновь переехали и стали обустраиваться на пологом берегу Тока. Отсюда и второе название села – Кабак ауылы («кабак» в переводе с башкирского – «пологий берег»). В этот период башкирские земли стали занимать русские, мордва, чуваши. По воспоминаниям Гайсы Акдавлетова (отца автора книги), башкирское село Байгужево раньше располагалось севернее, на месте Шаталовки (сегодня Владимировка). Но между башкирами и переселенцами началась вражда, и байгужинцы отступили и переехали поближе к Исмагилову.

По рассказам предков, был в посёлке Исмагилово свой Робин Гуд – Кужахмет из рода Сайтаковых. О его отваге слагались легенды. Чтобы православные соседи не выжили башкир из родных мест, он сам вместе с несколькими десятками таких же смельчаков  держал их в страхе, устраивая набеги в сёла. Несколько лет на него охотились, и всё тщетно. Но однажды залесовская мордва устроила Кужахмету засаду и заколола его вилами.

Власть Советов

До революции в посёлке было более девяноста домовладений. В годы гражданской войны, осенью и зимой 1918-1919 годов, в Исмагилове стояла армия белогвардейцев. Их штаб располагался в доме Гибадуллы Акдавлетова. Это ему потом дорого стоило: пособника белогвардейцев раскулачили, а в его доме организовали школу.

В 1921 году половина исмагиловцев вымерла от голода. Долгожданное лето, когда можно было питаться подножным кормом, не принесло облегчения. Налетевшая стая саранчи всё смела подчистую: от засеянных полей осталась только чёрная земля, а от соломенных и камышовых крыш домов – только стропила, даже деревья на берегу стояли абсолютно голые.

По данным 1930 года, в Исмагилово было 45 хозяйств, в которых проживало 197 человек. В эти годы велась беспощадная война с религией, уничтожались храмы. Такая участь постигла и мечеть этого посёлка. Последним имамом здесь был Саитгали Суюндуков.

В конце двадцатых – начале тридцатых годов повсеместно происходила коллективизация. На территории Исмагилова был создан колхоз «Красная гвардия» под председательством Вахита Акдавлетова, на территории Булатова (башкиры называли его Катаем) – колхоз «Урняк». В Юлтах колхоз «Прямой путь» («Тура юл») возглавлял 22-летний Гайса Акдавлетов. Во время коллективизации он был на переднем плане создания колхозов во многих территориях: в Мало- и Новоюлдашеве, в Утееве и Ибряеве. Когда началось строительство машинно-тракторных станций, этот мужчина сначала стал директором Залесовской МТС, потом Юлтыевской. А перед отправкой на фронт Акдавлетов работал в Ивановском райисполкоме.

Годы войны

В роковые сороковые из маленького посёлка Исмагилово на фронт Великой Отечественной войны было отправлено 38 человек. 20 из них погибли или пропали без вести, только 18 мужчин вернулись домой.

Все тяготы этих лет легли на плечи женщин, стариков и детей. Девочки-подростки, пройдя ФЗО (фабрично-заводское обучение), сели за штурвалы тракторов и комбайнов. Салават Гайсиевич в своей книге вспоминает, что Гилемзада, Мугульсум, Жувайра Акдавлетовы, Рашида Сабанаева, Минзифа Сайтакова-Акдавлетова работали на гусеничных тракторах марки НАТИ.

После войны маленькие колхозы стали объединяться. Сёла Юлты и Булатово слились в колхоз имени Салавата Юлаева, а Исмагилово, Юринское, Киевское, Утекаевка и Дубовое – в колхоз имени Тараса Шевченко. Последние перечисленные населённые пункты населяли в основном украинцы. С башкирами они жили дружно, все праздники, свадьбы отмечали вместе.

Новая жизнь

В 1957 году, объединив пятнадцать близлежащих сёл, образовали совхоз имени Пушкина. А сегодня, спустя шестьдесят лет, на этой территории всего четыре села. Вскоре в Исмагилово пришло радио, а потом электричество. В три дома, где имелись радиоприёмники, приходили люди, и, усевшись на полу, заворожённо слушали передачи из Москвы. Ещё один случай врезался в память подростка Салавата. Посчастливилось их земляку Шайхисламу Акдавлетову побывать в столице на ВДНХ: его добросовестный труд по уходу за лошадьми был так высоко отмечен.

С открытыми ртами слушали земляки рассказ героя о московской жизни: «Там полы стеклянные, ходишь и видишь своё отражение. А в туалете справленную нужду смывает вода и уносит прочь!» «Быть такого не может!» – восклицали селяне, не доверяя рассказчику.

Весной 1953 года умер Сталин. В годы его правления сельское население ежемесячно должно было сдавать государству определённую норму яиц, молока, овечьей шерсти, мяса. Властей не интересовало, есть у семьи такая возможность или нет, поэтому сельчане выполняли план, обмениваясь друг с другом, покупая недостающие продукты. За свою работу в колхозах крестьяне не получали денег – государство расплачивалось с ними «натурой». Каждый отработанный день в табели отмечали цифрой 1, поэтому люди шутили, что работают за палки. Осенью собранный урожай сначала сдавали государству, а оно потом расплачивалось с населением зерном согласно количеству «палок». Потом народ с мешками пшеницы, ячменя, проса ехал на базар в Ивановку, чтобы всё это обменять на другие продукты или вещи. Башкиры в то время кроме картофеля и тыквы не выращивали никаких овощей. Вот и привозили взрослые с ярмарки лук, огурцы, помидоры, капусту. Взобравшись тогда на чердаки, дети с нетерпением ждали возвращения взрослых, чтобы вкусить экзотические овощи, фрукты и ягоды.

В 1955 году в районе построили Красиковскую ГЭС. По воспоминаниям Салавата Акдавлетова, впервые он увидел лампочку Ильича в Староюлдашеве, где отдыхал после второго класса в межколхозном пионерском лагере. Вскоре и в Исмагилове загорелись лампочки: в красном уголке фермы установили дизельный генератор, которым управлял Башар Сайтаков. Он включал генератор вечером, когда начинало темнеть, и выключал в двенадцать ночи.

Уничтожение сёл

В конце шестидесятых – начале семидесятых годов началась кампания по ликвидации бесперспективных сёл. В это время с карты совхоза имени Пушкина исчезло много населённых пунктов: Дрыгин, Михайловка, Никольевка, Равнополь, Байгужево, Бабичево, Юрматы. Изо всех сил пыталось выжить Исмагилово. Чтобы ускорить процесс уничтожения, здесь закрыли школу, магазин, наконец, перевезли совхозный скот в Юлты. Доярки, животноводы ещё какое-то время ездили на работу. Но вскоре население сдалось под натиском обстоятельств и стало переезжать, в основном в Юлты и на центральную усадьбу – в Пушкинский. Только три семьи встретили весну 1976 года на малой родине: Гафур и Марьям Киекбаевы, Махиян и Мукарама Акдавлетовы, Гайса и Загифа Акдавлетовы.

Вот как вспоминает Салават Гайсиевич свой приезд в отчий дом зимой того же года: «На заснеженной улице видны только следы собак и между тремя домами протоптаны узкие тропки. Практически все дома стоят ещё на месте, лишь некоторые из них разобраны. В зияющих их окнах уже нет света, кругом такая пронзительная тишина, что становится жутко. Невольно слёзы навернулись на глаза. Где вы, односельчане, дружелюбные, гостеприимные, весёлые?..»