Была война, была любовь: Нина Овсянникова
В июне сорок первого, когда впервые прозвучало страшное слово «война», тысячи юношей и девушек решили уйти добровольцами на фронт. Среди них была и уроженка села Подстёпки Нина Ивановна Овсянникова.
Нина Овсянникова, в девичестве Мишучкова, родилась в крестьянской семье. Будучи совсем маленькой, она потеряла мать. Жизнь маленькой Нины складывалась несладко, уже после 4 класса она пошла работать в колхоз. Как только началась война, девушка, которой к тому моменту уже исполнилось двадцать лет, тут же подала заявление в военкомат с просьбой отправить её на фронт. Только осенью 1942 года её решено было отправить в Астрахань на обучение азам военного дела, а 23 февраля 1943 года наша землячка уже приняла присягу и отправилась на передовую в составе 679 зенитно-артиллерийского полка 127-й Чистяковской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии. Там Нина Овсянникова вместе с другими девчатами со всего Советского союза сразу же окунулась в боевые будни.
Сначала девушки начали на практике изучать боевую технику. Им рассказывали об устройстве зенитной пушки, приборов, о том, как ведётся стрельба по самолётам. Самый сложный в их жизни экзамен им ещё только предстояло сдать во время первого боя. Первое время девчата на все смотрели удивленными глазами и с волнением думали о том, что ждёт их впереди. Сменив платья на серые солдатские шинели и встав в боевой строй, зенитчицы ни дня не жалели о своём выборе. Многим из них пришлось встретить трудности в изучении венного дела, а огорчение, вызванное суровой жизнью и непривычной обстановкой окопной жизни, с первым же командирским приказом: «К бою!» улетучились.
Как рассказывала Нина Ивановна, когда в бою силы советской армии и противника были неравны, и фашистских самолётов было в разы больше, особая роль выпадала на долю зенитчиков. Несли службу девушки-зенитчицы стойко, они готовили окопы для своих орудий, бесконечно тренировались на установках. Ведь от четкости их работы зависели зачастую человеческие жизни и даже исход боя. И в дождь, и в грязь, и в снег Нине Ивановне, как и всем её сослуживцам, приходилось вычислять высоту и азимут вражеских самолётов или танков, чтобы её товарищи могли дать без промаха залп из пушки или зенитной установки.
Сама Нина Ивановна рассказывала: «Трудно передать словами, какое ты испытываешь ощущение, когда на тебя пикирует «юнкерс» или идёт группа вражеских самолётов, гружённая бомбами, которые в любую минуту могут быть сброшены на тебя и оборвут твою жизнь. Об этом нелегко рассказывать, а ещё труднее – пережить. Измеряешь высоту и дальность полета вражеской авиации и видишь в оптику, как фашистские самолёты движутся на тебя. Но о своём страхе приходилось забывать». Часто вспоминала бывшая зенитчица уже в мирные дни о боевых подругах, с которыми сводила её жизнь на полях сражений, среди пожарищ и гула разрывающихся снарядов. О крепкой, настоящей дружбе, рожденной среди свиста пуль, сложено немало песен, которые очень любила исполнять Нина Ивановна.
С одной такой однополчанкой, Таисией Ивановной Скомаровской, она тесно общалась и после войны. Дни и ночи, проведённые в окопах и землянках, и мгновения, пережитые в боях, навсегда скрепили сердца женщин. Встретившись, зенитчицы вспоминали, как делили одну краюху хлеба на двоих, как ночевали в окопах, укрываясь одной шинелью. Нина Ивановна рассказывала детям: «Как-то зимой в одной землянке решили устроить баню, попарившись с подругами, мы бежали к своей землянке, прозванной острословами «девичьей хатой», а волосы мигом на морозе становились ледяными сосульками».
В составе 127-ой Чистяковской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии третьего Украинского фронта наша героиня была участником Одесской операции, форсировала Днепр, с боями дошла до Берлина. Демобилизовалась Нина Ивановна из армии только в августе 1945 года. За ратные подвиги она была награждена орденом Отечественной войны II степени, «Медалью Жукова» и медалью «За победу над Германией».
Именно на дорогах войны жизнь свела Нину Ивановну с будущим супругом Виктором Овсянниковым. До войны он, как и наша героиня, жил в Подстёпках, в ряды Советской Армии был призван в 1940 году, воевать ему пришлось в войсках НКВД. Во время войны Виктор Михайлович и Нина Ивановна все время были недалеко друг от друга, их дороги сплетались, и в 1944 году, во время фронтового затишья, они встретились на перроне Одесского вокзала. Проведя этот день вместе, сделали они фото на память, которое хранится в семейном альбоме Овсянниковых. В этот же день наши фронтовики посетили Одесский оперный театр. Их встреча стала первым хрупким чувством, пронесшим фронтовую любовь через всю жизнь. Как все молодые, они мечтали вернуться домой, создать семью, завести детей. К счастью, этим планам суждено было сбыться. В конце 1946 года Овсянниковы сыграли свадьбу, а в 1947 году родилась у них первая дочь Вера, в 1960 – вторая.
В мирной жизни трудились в родном селе, Виктор Михайлович – в должности секретаря Подстепкинского сельсовета, рядом работала и супруга. За свою трудовую жизнь Нина Ивановна получила звание «Ветеран труда». В конце шестидесятых годов Овсянниковы решили переехать в Илек.
— Моя мама была очень доброй и отзывчивой, — рассказывает старшая дочь ветеранов, илекчанка Вера Мартыненко. – Она очень любила нас, своих детей, а уж во внуках души не чаяла. Вместе с отцом, бывало, вечерами выходили на лавочку, вокруг собирались все соседи, папа брал гитару, и они пели.
Память о ратных подвигах ветеранов, уже ушедших от нас, бережно хранят дети и внуки Овсянниковых. Истории походной жизни, рассказанные Ниной Ивановной, передаются из поколения в поколение, чтобы внуки и правнуки ветеранов помнили своих героических предков.