Областные больницы будут бороться за пациентов
С 2011 года больницы Оренбургской области начали постепенный переход на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования [ОМС]. По словам специалистов, новая система поможет больницам стать более самостоятельными в финансовом плане и создаст здоровую конкуренцию, что в итоге повысит качество медобслуживания.
По старой системе из фонда ОМС больницы получали средства лишь на зарплату персоналу, продукты питания, медикаменты, инструменты и мягкий инвентарь. Деньги на ремонт, транспорт, коммунальные услуги и т.д. поступали в медучреждения из муниципальных бюджетов.
Теперь же все средства перешли в фонд ОМС. При этом руководители медучреждений получили большую свободу в управлении деньгами. Оптимизировав свои расходы, они могут увеличить бюджет больницы и потратить сэкономленное на дорогостоящее оборудование [за счет фонда можно заказать оборудование не дороже 100 тысяч рублей], на увеличение зарплаты персонала или на другие нужды.
— Еcли раньше мы знали, что есть бюджет, который покроет все хозяйственные расходы, то теперь сделан шаг к самостоятельности больницы, — рассказал главный врач областной клинической больницы №2 Борис Колесников. — Приведу пример. Мы купили рентгеновский аппарат на деньги ОМС. Привезли аппарат, но устанавливать его надо за счет бюджета, а в бюджете есть соответствующая строка, а на этой строке нет денег. И чтобы сделать передвижку, мы должны были отправить запрос в минздрав, сделать бюджетную роспись, чтобы перенести деньги с одной статьи на другую, и только через два месяца мы утрясли все чиновничьи моменты и смогли установить аппарат. Сейчас у нас нет такой проблемы. Если мы покупаем технику, у нас есть одноканальное финансирование, и мы тут же устанавливаем этот аппарат.
В областной больнице переход на одноканальную систему позволил экономить 10-12 миллионов рублей в год.
— Теперь, прежде чем что-то делать, мы прикидываем экономический эффект, — продолжил Борис Колесников. — Мы заменили лампочки на энергосберегающие, сократили лишние машины, при этом увеличив интенсивность и подняв зарплаты. Еще на эти деньги мы, например, ввели должность еще одного регистратора – теперь нет очереди. Это только один пример, а их масса.
Кроме того, одноканальная система финансирования поможет в полной мере реализовать формулу подушевого финансирования: «деньги идут за пациентом».
— Мы декларировали, что деньги идут за пациентом. Но реально получалось другое: только часть средств шла из фонда ОМС по равным для всех тарифам, а средства на коммуналку, ремонт и прочие статьи финансировались из бюджетов, — объясняет и.о. директора Территориального фонда ОМС Геннадий Башмалух.- А бюджеты финансировали по-разному, мы видели разницу в разы при финансировании одних и тех же статей. Безусловно, больницы были в неравных условиях по независящим от них причинам. Новый закон устранил эту диспропорцию.
Сегодня каждый имеет право выбора медучреждения, а следственно, больницы заинтересованы в большем количестве пациентов. Тем самым закон вводит конкуренцию, которая работает на благо населения.
— Главврачу раньше было все равно: стоит у него двухэтажное здание, которое светится, топится и в котором лежат два человека, — рассказала и.о. министра здравоохранения Оренбургской области Тамара Семивеличенко. – Теперь же за счет сокращения неиспользуемых площадей, экономии на коммунальных услугах больница может оптимизировать свои затраты. И не нужно понимать под оптимизацией сокращение персонала.
В итоге в выигрыше от новой системы остались в первую очередь пациенты. Во-первых, им гарантированно уже упомянутое право выбора, во-вторых, одинаковый уровень доступности медицинских услуг на всей территории области и России, в третьих, больницы, получив финансовую самостоятельность, будут вынуждены улучшать качество услуг. В противном случае они останутся без пациентов и, соответственно, без денег.