В Оренбургском районе пригородные перевозки подорожали до 70%
Резкое повышение тарифов на пассажирские перевозки для большинства жителей Оренбургского района стало как гром среди ясного неба. И хотя в сложившейся экономической ситуации все понимали, что в конечном итоге этого не удастся избежать, новые цены больно ударили по карману сельчан вслед за повышением стоимости бензина, продуктов и многого другого.
На совещание, в актовом зале районной администрации, обсудить проблему вместе со специалистами и руководством района, представителями минэкономразвития области собрались главы сельских поселений и сами перевозчики.
Проблема не стояла бы столь остро, если бы цены на внутримуниципальные перевозки не выросли так резко. К примеру, проезд от села Никольского до Оренбурга стал дороже сразу на 22 рубля, а из Дедуровки и вовсе на 70 процентов. И это не могло остаться незамеченным, тем более что во многих случаях качество обслуживания, по мнению пассажиров, оставляет желать лучшего.
Так, по мнению главы МО Никольский сельсовет Ольги Кузьминой, на людей, проживающих в одном из самых отдалённых сёл района, собственники маршрутов вообще переложили все свои финансовые сложности. Поддержал коллегу и глава МО Подгородне-Покровский сельсовет Юрий Гомзов.
— Повышение тарифа одним из перевозчиков более чем в два раза, даже несмотря на прежнюю невысокую цену, стало для жителей села полной неожиданностью. Не имея никакой предварительной информации, люди попросту не поняли, в связи с чем связано повышение, — отметил Юрий Владимирович.
Заместитель министра экономического развития региона Сергей Липаткин обозначил позицию правительства по этой проблеме, подкрепив выступление фактами и законами.
— Субсидий на пассажирские перевозки в прежнем объёме в областном бюджете нет, а значит, перевозчик, не получающий компенсации от государства, вправе сам устанавливать тарифы, исходя из экономической целесообразности. Но это не означает, что в ценовой политике пассажирских перевозок может быть полная анархия. Вслед за Федеральным законом №220 17 февраля Законодательное Собрание области приняло наш областной закон, где в том числе расписаны полномочия муниципалитетов, у которых есть определённые рычаги регулирования этих процессов при заключении договоров на перевозки, — сказал Сергей Липаткин.
Впрочем, жалобы и вопросы к перевозчикам от жителей сельских поселений поступали в районную администрацию и до повышения цен. На тех маршрутах, где работают несколько перевозчиков, как, например, в х. Степановском, конкуренция порой оборачивается «гонками за пассажирами», несоблюдением графика, а следовательно, и проблемами безопасности.
Переполненные автобусы, сокращение рейсов, несоблюдение графика, грубость со стороны водителей — вот далеко не полный перечень проблем, с которыми сельские жители обращаются как в свои органы местного самоуправления, так и в районную администрацию. В последней, по словам главного специалиста по пассажирским перевозкам Геннадия Суздальцева, пытаются разобраться в проблеме и решить её в каждом отдельном случае индивидуально. Вот и с тарифами, со всеми перевозчиками, работающими в районе, будет произведён анализ экономической обоснованности последнего повышения.
У перевозчиков, как говорится, своя правда. По их мнению, они, как и пассажиры, просто стали главными заложниками ситуации.
— Цены на запчасти выросли на 30 процентов, и без субсидий мы просто не можем работать себе в убыток, — заявил руководитель ООО «ОРЕНТРАНСГРУПП» Максим Мынгалов. – Поверьте, мы всё просчитали, повысили цены на 14 процентов, меньше не получается. Остаётся разве что оптимизация, но это, в свою очередь, отразится на количестве рейсов. А их, с учётом строительства новых жилых массивов, таких, как «Крона», наоборот, надо увеличивать. Так, с 1 апреля на этом направлении запущен дополнительный график, позволяющий сократить интервал движения, а в час пик добавлен ещё и дополнительный «ПАЗ». Автопарк «ОРЕНТРАНСГРУПП» пополнился шестью новыми «фордами».
Ещё одна проблема для пассажирских автобусов – это дороги. К примеру, в новый жилой комплекс Заречье Ленинского сельсовета автобус не заезжает по причине того, что буквально рискует остаться без колёс. А состояние дорог – это уже прерогатива муниципалитетов.
Похоже, что повышение тарифов – факт свершившийся. А значит, дальше властям придётся договариваться с теми, кто возит жителей района, и вместе решать существующие проблемы. Такая возможность в законе предусмотрена. Можно, например, при заключении договора и выдачи свидетельства на право работы перевозчиком определить субсидии для перевозки граждан отдельных льготных категорий. С другой стороны, и сам владелец маршрута должен нести более конкретную ответственность за качество и безопасность перевозок.
Отсутствие монополистов в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом оставляет надежду, что цены в условиях конкуренции будет регулировать сам рынок. И доступ на него должен быть равным для всех. В любом случае люди ждут, что вслед за повышением тарифов и качество обслуживания будет улучшаться. Иначе собственникам станет всё труднее объяснять, за что гражданам приходится платить в наших маршрутках, многие из которых не соответствуют современным требованиям комфорта и безопасности.
— Конечно, мы все понимаем, что нашим перевозчикам приходится работать в непростых условиях, — сказал глава Оренбургского района Василий Шмарин. — Но сегодня мы должны тщательно проанализировать ситуацию и разобраться, где тарифы завышены нашими партнёрами необоснованно. Под постоянным контролем будет находиться и безопасность перевозок. Только в условиях честной конкуренции на территории района мы будем работать дальше.