Лошади Пржевальского будут жить в Оренбуржье одной семьей
Все шесть лошадей Пржевальского, завезенные в октябре в заповедник «Оренбургский», объединены в одну семейную группу. В косяке жеребца Авена четыре кобылы – Сангрия, Селена, Олива и Лаванда и полуторагодовалый жеребенок Паприка. За тем, как формировались взаимоотношения в гареме, наблюдала сотрудник Степного проекта ПРООН/ГЭФ/Минприроды РФ Наталия Судец.
В рамках реализации первой в России Программы по восстановлению (реинтродукции) лошади Пржевальского в заповедник «Оренбургский» шесть лошадей Пржевальского были завезены 18 октября из Франции. После приезда в заповедник животных сразу же поместили в карантинные вольеры. Во избежание конфликтов семилетнюю Селену с сыном Паприкой поселили отдельно от гаремной группы Авена.
24 ноября ветеринарная служба Оренбургской области официально сняла карантин, и сотрудники Центра реинтродукции лошади Пржевальского приступили к формированию единой семейной группы лошадей. В первый же день после снятия карантина в акклиматизационный загон площадью 45 га был выпущен Авен, Селена и Паприка. Четыре дня сотрудники заповедника наблюдали, как подопечные устанавливают иерархические отношения в новой группе. Были опасения, что Авен не примет чужого жеребенка-самца.
В первые минуты после выпуска в акклиматизационный загон Авен гонял Паприку, кусая его за круп. Потом жеребенок понял, кто главный в группе, и подошел к жеребцу, демонстрируя признаки подчинения. Он пригнул голову, изобразил на морде улыбку и, слегка постукивая зубами, аккуратно коснулся губами морды Авена. Тот посмотрел на жеребенка сверху вниз, обнюхал его и прижался в ответ губами к его морде. Старший принял самого младшего члена новой семьи и больше не третировал его. В ответ на это, жеребенок начал ходить за жеребцом по пятам, периодически оставляя мать и старательно копируя повадки и движения альфа-самца.
28 ноября произошло объединение лошадей в одну группу – из карантинного вольера в акклиматизационный были выпущены оставшиеся три кобылы: доминантная четырехлетняя Сангрия и две кобылы-трехлетки Олива и Лаванда. Последние четыре дня, после того, как из карантина был выпущен Авен, Сангрия через сетку с большим недовольством наблюдала, как он обхаживал Селену. В этой связи были опасения, что сразу после объединения групп возникнет конфликт между двумя доминирующими кобылами – Селеной и Сангрией. Однако этого не произошло.
Конфликт случился через час между Селеной и Оливой, после того как сотрудники заповедника высыпали в акклиматизационном загоне подкормку. Младшая кобыла посмела покуситься на овес, которым угощались Селена с Паприкой. Старшей это не понравилось, младшая не собиралась уходить – завязалась настоящая женская склока, которая начала перерастать в серьезную разборку.
Кобылы визжали, били друг друга задними ногами, кусали за передние ноги. После того, как Селена начала демонстрировать приемы мужской борьбы, – вцепилась зубами в холку Оливе и начала трепать ее, – Авен понял, что пора вмешаться. Он подскакал к драчуньям, недовольно завизжал, и пару раз ударил задними ногами в воздух, демонстрируя свое недовольство. Но кобылы вошли в раж, и уже не обращали на него внимания. Селена погнала Оливу, вцепившись намертво зубами ей в холку. Авен вклинился между ними, укусил Селену за шею, вынудив ее разжать зубы, и ударом задних ног разогнал кобыл в разные стороны. Селена попыталась выразить свое недовольство, но тут же получила упреждающий удар задних копыт Авена. Он продемонстрировал поведение косячного жеребца, прекратив драку в группе.
Однако остается открытым вопрос, кто из кобыл, Селена или Сангрия, будет доминировать в семействе Авенсов? Сотрудники Центра реинтродукции продолжают наблюдения за подопечными.
Текст и фото: Наталия Судец