Почем просрочка для народа?
После работы, как обычно, заглянув в один из супермаркетов возле дома в Орске, решила купить соленой мойвы к ужину. Она мне сразу не внушила доверия – уж слишком темная. Решив, что это, возможно, обман зрения, покупку совершила. Уже дома, достав мойву из пакета, обнаружила, что вместо вкусных рыбок я принесла домой кашу, и запах был непередаваемый. Решив, что потеря невелика, решила не возвращать покупку обратно.
Но после этого случая задумалась: а много ли у нас просрочки в супермаркетах и куда она девается? Посетила несколько популярных сетевых магазинов города.
Первым был супермаркет на улице Васнецова. Я сразу направилась к полкам с молочными продуктами. Тут же обнаружились ряженка, срок годности которой закончился два дня назад, и сыр с переклеенной этикеткой, срок годности на котором заканчивался 4 июня. Достаю фотоаппарат и запечатлеваю эти нарушения. Ко мне сразу подбегает продавщица:
– Девушка, вы что делаете? Вы откуда? У нас нельзя снимать!
– Во-первых, здравствуйте, – отвечаю я. – Во-вторых, я журналист и имею полное право тут фотографировать.
– Я сейчас позову администратора, – проговорила она и скрылась в подсобном помещении.
Через пару минут появилась девушка с бейджиком «Администратор»:
– Что вы тут ищете?
– Просрочку, – и продолжаю рассматривать полки с продуктами.
– И много нашли? Покажите.
Провожу ее к полкам с просроченным товаром. Она, заметив дату на сыре и ряженке, пытается доказать, что на календаре только 5 число и продавать это можно. Я её переубедила, показав календарь. Потом была попытка объяснить, что переклеенный ценник – это так положено: «Если покупатель захочет, он его отклеит и увидит нужный срок годности».
На глазах у администратора беру сыр, отклеиваю ценник. Под ним – заводская этикетка, на которой не видно ни букв, ни чисел – настолько все расплылось.
– Как здесь можно что-то увидеть? – спрашиваю.
– Присмотреться просто нужно, легко разглядеть, – настойчиво возражает администратор.
Оставив ее разглядывать сыр, еду в магазин на улице Станиславского. Охранник, заметив, что я все рассматриваю, но ничего не покупаю, стал ходить за мной по пятам.
– Вы что-то хотите у меня спросить? – интересуюсь.
– Мне интересно, что вы ищете? – ответил страж магазина.
Тут же попадается мексиканская смесь, срок годности у которой истек ещё в январе. Прошу позвать администратора. Все тот же охранник отвечает: «Он занят». Согласившись подождать, брожу по магазину. Сыр с плесенью, которой на этом сыре быть не может. Черствый хлеб и коктейль вместо мороженого уже не вызывают у меня удивления. Через 15 минут подходит администратор.
– Что вы хотите?
– Чтобы вы убрали просроченный товар.
– Вы его покупать собрались? – девушка явно начинает злиться.
– Нет, конечно, я обычно только свежие продукты приобретаю. Я за других переживаю – вдруг отравятся.
– Давайте мы сами разберемся, что нам убирать, а что нет. А вас я попрошу выйти из нашего магазина и не думаю, что вам тут будут рады в следующий раз.
– Хорошо, я уйду, но вы только помимо овощей не забудьте убрать сыр, хлеб и мороженое, – отвечаю я и в сопровождении охранника покидаю магазин.
Еще в одном супермаркете на проспекте Ленина нашла помидоры, на которых поселилась плесень толстым слоем. Зову администратора. Она на удивление быстро пришла, увидела испорченные овощи, извинилась, что приятно поразило, и начала сама убирать просроченный товар с витрины.
Ради справедливости надо сказать, что были магазины, где я пересмотрела практически все и не нашла ценников на продуктах, которые могли бы вызвать сомнение.
Чем опасны просроченные продукты? – с таким вопросом я обратилась в Роспотребнадзор.
– Просроченные продукты таят в себе серьезную угрозу для человека, – прокомментировала и.о. начальника Юго-Восточного территориального отдела управления Роспотребнадзора по области Наталья Леонтьева. – Последствия потребления таких продуктов в лучших случаях – расстройство желудка, в тяжелых – ботулизм, при котором требуется незамедлительная госпитализация. Причиной серьезных диагнозов может быть не только истекший срок годности продуктов, но и неправильные условия их хранения.
В 2014 году по результатам проверок, проведенных специалистами Роспотребнадзора по жалобам, было забраковано 6 партий кондитерских изделий, а на предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении.
Куда же девается просрочка из наших магазинов и много ли они терпят из-за этого убытков? – на эти вопросы мне ответил директор ООО Ринг-Торг Валентин Сидоров:
– Основная причина просроченных продуктов – это их малая востребованность и, естественно, человеческий фактор. Иной раз продавцы просто не замечают, что товар уже не годен к реализации или забывают его убрать. В основном, это не товары первой необходимости, а, как правило, продукты с длительным сроком хранения, – рассказывает Валентин Владимирович. – Все просроченные продукты мы утилизируем. Примерно раз в неделю товары с истекшим сроком годности вывозим на городскую свалку. Доля просрочки ничтожно мала. Для крупной сети супермаркетов это копейки по сравнению с риском из-за некачественных товаров потерять репутацию.
Самая большая головная боль в плане просроченных и испорченных товаров – это молоко в пленочной упаковке. Часто бывает, что и сроки у него нормальные, и хранится правильно, а покупатель приносит его после покупки обратно: «Кислое, верните мне деньги» – и обвиняет во всем магазин. На самом деле, поставщик вместо того, чтобы купить Газель с термобудкой, везет продукцию в 30-градусную жару в обычной тентовой машине.
Никто не застрахован от покупки просроченных продуктов, поэтому соблюдайте элементарные правила:
– педантично рассматривайте срок годности продукта, который хотите купить;
– отклеивайте этикетки, если возникает подозрение;
– не стесняйтесь обращаться с вопросами к продавцам и беспокоить администраторов.