Региональная пресса: три вопроса редакторам
Сегодня, 13 января, отмечается день российской печати. В Оренбургской области зарегистрировано более 300 средств массовой информации, 200 из них – печатные издания. В том числе — 147 газет, 49 журналов, три сборника и один альманах. В День российской печати RIA56 обратилось к редакторам региональных изданий с вопросами о современной печати Оренбуржья и будущем «бумажной прессы».
1. Каковы планы вашего издания на 2015 год?
2. На ваш взгляд, есть ли кризис в «бумажной прессе» и вытесняют ли периодическую печать электронные издания?
3. Какие позитивные или негативные изменения вы замечаете в печатных СМИ?
Вячеслав Моисеев, генеральный директор ООО «Издательский дом «Оренбургская неделя»
1. Мы предполагаем жить и выпускать две наших газеты – электронную и бумажную. Думаю, в новом году в бумажной версии «Оренбургской недели» изменится к лучшему графическая модель, не говоря уже о содержании: газета должна стать для читателей интересней и живей.
2. Кризис есть, это бесспорно. Именно потому мы еще в 2010 году зарегистрировали интернет-газету «Оренбургская неделя – ОНлайн», которая включает в себя целиком все номера бумажной газеты с 2009 года – в разделе «Подшивка», кроме того, публикует свежайшие статьи – только что из-под клавиатуры журналиста – еще до их выхода в «Оренбургской неделе» в среду, или материалы, которые вообще не предназначены для бумажной версии, а также имеет ежечасно обновляемую информационную ленту. Поэтому сейчас мы можем сказать откровенно: интернет-газета «Оренбургская неделя – ОНлайн» — наше основное издание, а печатная «Оренбургская неделя» стала приложением к электронной. Об этом свидетельствует соотношение тиража бумажной газеты и количества посещений сайта интернет-газеты.
3. Позитивным фактом можно считать уже то, что печатные СМИ все-таки живы. А если серьезно, то надо отдавать себе отчет: газеты и журналы читает все меньше народу. Это и затратно, и хлопотно – нужно куда-то идти, искать свою газету, платить за нее… То ли дело Интернет – клик-другой, не вставая с дивана, и всё перед тобой. Если бы еще рекламодатели понимали всю выгоду размещения рекламы на все более посещаемых сайтах все менее тиражных газет. Но, видимо, еще крепко и многочисленно поколение руководителей, оценивающее эффективность рекламы в экземплярах, а не в количестве посещений и просмотров.
Любовь Суркова, главный редактор газеты «Оренбуржье»
1. Газета «Оренбуржье» опираясь на компетентные мнения, анализы и прогнозы останется для читателя верным помощником при ориентировании в непростых жизненных ситуациях, в делах и отношениях.
В планах на этот год расширение обратной связи с читателем. А как это будет — следите за газетой. Мы продолжим обсуждение актуальных тем и будем предоставлять ответы на злободневные вопросы в таких постоянных рубриках, как «Час письма», «Тема номера», «Спрашивали – отвечаем», «Вопрос – ответ» и других.
Материалы экономического блока продолжат не только информировать, но и консультировать оренбуржцев по таким важным темам как деньги и вклады, кредиты, бюджет отдельно взятого домохозяйства, и многим другим.
Простые и важные советы читатели встретят каждый день на полосе «Делимся секретами», под рубриками «Советы врача», «Школа выживания». Опытные специалисты и умудрённые опытом земляки расскажут как сохранить и укрепить своё здоровье, сбалансировать семейный бюджет, избежать ошибок при совершении покупок, не попасться на уловки недобросовестных граждан.
Рубрика "Двое" поможет найти половинку одиноким людям и сохранить гармонию в семье, учиться на примерах высоких отношений и не примерять на себя чужие ошибки.
Продолжим акцию «Бессмертный полк», которая пользовалась большой поддержкой у оренбуржцев. В год 70-летия Великой Победы появятся специальные рубрики, призванные осветить празднование юбилея. Получат продолжение серии материалов Полины Кузаевой, известной читателям серией материалов о блокадниках, и Вильяма Савельзона, привлекавшего со страниц газеты внимание к забытым страницам истории и Героям Великой Отечественной войны.
В 2015 году «Оренбуржье» планирует многочисленные акции и конкурсы среди читателей. Газета также продолжит традицию подготовки спецвыпусков, специальных проектов по отдельным темам и направлениям.
Мы не будем раскрывать всех секретов, однако обещаем что в новом году читатель откроет для себя немало нового и увлекательного вместе с главной газетой области.
2. Высказывания о том, что печатные СМИ будут полностью вытеснены электронными, циркулируют уже не первый десяток лет, однако слухи о кризисе прессы оказались преждевременны. Прежде всего, чётко структурировалась целевая аудитория печатных средств массовой информации, и того же интернета. Они имеют точки пересечения, но тем не менее газеты прочно занимают собственную нишу, есть своя преданная аудитория, которая не имеет значительной тенденции к сокращению. Конечно, каким привычным образом будут получать новости следующие поколения — вопрос открытый, но в ближайшей перспективе вытеснение «бумажной прессе» не грозит.
Стоит отметить, что прошедший год выдался непростым для многих печатных средств массовой информации, однако газета «Оренбуржье» доказала свою востребованность среди жителей нашей области, сохранив в полном объеме читательскую аудиторию.
3. Из позитивных явлений хотелось бы отметить возросший уровень журналистских текстов, умение наладить более тесный контакт с читательской аудиторией посредством широкого использования инфографики, новых дизайнерских решений, активное вовлечение читателя в диалог с привлечением социальных сетей, блогов и прочих достижений эпохи интернета. Резко возросло мастерство в использовании фотоиллюстраций. «Оренбуржье» также может гордиться наличием в коллективе издания такого мастера как Олег Рукавицын, чьи фотоработы заслужили положительный отклик у читательской аудитории.
Из негативных изменений отмечу не искорененное желание отдельных лиц, том числе из бизнес-сообщества, использовать СМИ как площадку для сведения счётов с конкурентами, представителями властных структур. Откровенно заказной характер публикаций способен лишь оттолкнуть читательскую аудиторию. В то же время, некоторые СМИ в погоне за тиражами и рейтингами публикуют информацию из непроверенных источников, увлекаясь смакованием откровенной «чернушности», что также не может не огорчать.
Хочется верить что настоящая журналистика победит псевдо-, и издания, которые допускают подобные приемы, недолговечны.
Людмила Демидова, главный редактор газеты «Заря», Октябрьский район
1. Планов как всегда – громадье. Первое, 2015 год – вновь юбилейный, так что с темы «юбилей области» переключаемся на конкретную «юбилей района (50) — юбилей Октябрьского (225)». И не забываем, что главное – 70-летие Великой Победы. Еженедельно страница – о тех, кто своим самоотверженным трудом, беспримерным мужеством вписал имена в летопись района, области, страны. Второе, начинаем очередную битву за подписчиков. Из-за «козней» почты потеряли более семисот постоянных читателей, поэтому расширяем сеть альтернативных почтальонов. Жаль, конечно, что из добрых партнеров редакция и почта превратились в конкурентов. Неправильно это! Но когда речь идет о выживании, действует только один принцип: «каждый за себя». Вот он вам звериный оскал капитализма! И третье, «продолжаем поиск собственного лица газеты»: контент, дизайн… Есть некоторые задумки. Попытаемся воплотить.
2. Газетам придется уступить информационный рынок, если только издатели не поймут, что поднимать вечно «каталожку» нельзя. Хотя, «районку» всегда в селах читали, читают и будут читать. Навороченные гаджеты — просто дорогая безделица в селах, куда и почтальону приходится добираться пешком. И еще существенный минус газет – зависимость от учредителей. Свобода слова в такой ситуации какая-то однобокая…
3. Некогда любимая «Комсомолка» настолько опошлилась, что даже в комнате для уединения противно читать. А вот «Российская» и АиФ сохранили «стержень»: честны, полезны, интересны, всегда в теме. Хотя, по правде, во всех СМИ реклама «достала»!
Николай Коржов, и.о. главного редактора «Орской газеты»
1. У нас значительно вырос тираж, и главная задача — оправдать доверие, которое проявили читатели к "Орской газете". Сделать это можно только повышая качество всей работы, изучая читательские запросы, для чего уже во втором номере мы публикуем анкету для подписчиков и всех, тех, кто нас читает.
2. Кризис в "бумажной прессе" , конечно же, есть. Соперничать в оперативности с электронными СМИ газеты однозначно не могут. Поэтому для "газетного" журналиста особенно важны экспрессивная подача материала, узнаваемость стиля. Журналист должен иметь свое творческое лицо. При этом важно не "многословить", а темы выбирать интересные читателям. Опыт подсказывает: не чурайтесь "мелких" тем. Если мы поместили письмо читателей о свалке, а затем ответ, как быстро ее убрали, это вызовет одобрение не только у авторов письма, и выше будет авторитет издания.
3.Негативом считаю отсутствие авторской позиции в освещаемых событиях, В большинстве СМИ они подаются так, словно произошли на другой планете и лично пишущего или вещающего не задевают. Эдакая авторская черствость. Не стоит забывать: позиция автора — одно из сильнейших средств выразительности. В общем, я — за эмоциональную заряженность материалов.