Сергей Бренев: Упростив архитектуру ради копейки, мы теряем неповторимый колорит
Начальник департамента градостроительства и земельных отношений администрации Оренбурга рассказал RIA56 о том, как разрабатывали проект культурного комплекса «Национальная деревня». Сергей Бренев, в 2005-2006 годах руководил архитектурным бюро, которое помогало реализовать проект архитектурного ансамбля. Почему подворья меняют собственников как перчатки, и как сделать их безоговорочно привлекательными?
Все десять национальных подворий культурного комплекса сегодня находятся в частной собственности. Части из них удалось приватизировать землю, часть до сих пор арендует ее у муниципалитета. Сегодня четыре из десяти подворий пытаются продать новым собственникам. Стоимость Русского дома, к примеру, составляет 50 миллионов рублей. Сергей Бренев уверен в том, что идея, которую заложил экс-губернатор Алексей Чернышев, а именно его называют главным идейным вдохновителем проекта, уникальна для России и имеет огромную перспективу.
— В свое время там проектировался Дворец дружбы народов с концертным залом и многое другое, — рассказал Бренев. – Ведь, посмотрите, это самое лучшее место у нас в городе. Что-то лучше по расположению и придумать сложно.
О сути экономической неудачи национальных дворов Бренев говорить не готов. У каждого из подворий своя история коммерческого «успеха». В течение нескольких лет многие из них претерпели серьезные изменения. Где-то пострадала архитектура, где-то внешний облик изменился до неузнаваемости. Немецкое подворье, к примеру, так и не было открыто для гостей. В одном из подворий даже открывали урологическую клинику, помещения в культурном комплексе сдаются под офисы, реконструируются под мини-гостиницы и рестораны, пристраиваются летние веранды. Но все это далеко от первозданной идеи единого архитектурно-исторического комплекса.
— Хотелось бы отметить, что еще в процессе строительства, а возведением объектов занимались частники, не было должного контроля за выполнением архитектурных частей. Многие просто до неузнаваемости коверкали первоначальную архитектурную идею, тем самым девальвировали привлекательность подворья, — говорит Сергей Бренев. — Согласитесь, Национальная деревня — это архитектурно-исторический ансамбль и вся ценность ее именно в уникальной архитектуре. Некоторые элементы мы, к примеру, разрабатывали вместе с национальными диаспорами. Ведь, согласитесь, нет чувашской архитектуры, равно как и мордовской. Есть определенные особенности домов, которые мы старались передать в проектах.
Сергей Бренев рассказывает, что еще в процессе строительства инвесторы не горели тем энтузиазмом, что национальные сообщества. Они упрощали, меняли, и это было очень больно видеть, признается архитектор.
— То, что сегодня произошло – это утратилась вот эта вот изюминка. А когда нет её, какая бы там не была кухня, условия, офисы, отели — нет привлекательности, — добавил Бренев.
В то же время руководитель департамента городской мэрии уверен, что будущее у национальной деревни есть, только нужно обратить должное внимание на национальные особенности. Провести перезагрузку иными словами.
— Нельзя все абсолютно выстраивать в одну линейку под какие-то современные стандарты. Вот сейчас модны бургеры. Значит, давайте везде шлепать бургеры. Кальяны? Будем все кальянные открывать. Наши диаспоры, доверившись таким вот горе-рестораторам, явно проиграли. Помимо всех этих дел, нужен национальный колорит, нужна должным образом оформленная музейная составляющая. Если помните, каждое подворье в проекте было насыщено настоящими элементами национального быта, культуры, сельского хозяйства. Однако при воплощении идеи на эти моменты не обратили внимания, сказали «потом» и так далее, — подчеркнул Бренев.
По словам Сергея Бренева, суть возрождения Национальной деревни именно в перезагрузке. Подворья необходимо «почистить», а собственникам, обратиться к истокам и все-таки дотянуть до истинного национального стиля в каждой детали. Однако есть ли контролер у масштабного проекта, которому пророчили и до сих пор пророчат большое будущее?
— Вопрос является компетенцией правительства Оренбургской области. Это скорее вопрос работы с народностями, проживающими на территории, с официальными объединениями. У администрации таких функций нет, мы осуществляем всего лишь договорные отношения, следим за землей. Мы убираем и ремонтируем главную аллею, следим за фонтаном, занимаемся озеленением. Но консолидация здесь должна быть, безусловно. Надо ставить одну общую задачу всем сейчас, — говорит Бренев.
— Мы сейчас, понимая истинную ценность проекта и то, что это может стать туристической Меккой Оренбуржья, говорим о том, что все здесь должно быть подчинено национальной культуре, — подчеркнул Бренев. — Это наша общая беда. Не только в Национальной деревне. Упростив архитектуру ради копейки, мы теряем неповторимый колорит и красоту города. И рычагов повлиять на то, чтобы заказчик соблюдал все досконально нет. То есть сейчас собственник может не заключать договора на авторский надзор и в 99% случаев так и происходит. Мы нуждаемся в принятии, в возрождении полноценного закона об архитектурной деятельности. Иначе так и будем сталкиваться с тем, что во время реализации 130 изменений в проект были внесены, и мы с этим ничего не можем сделать.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Почем подворье? В Оренбурге выставили на продажу объекты в Национальной деревне
Дружба народов за памятником Гагарину: как выглядит комплекс подворий в Оренбурге