Задержка рейса: как получить компенсацию за просроченный вылет?

В Оренбургской области растет недовольство пассажиров работой авиаперевозчиков. Только с начала лета достаточное количество рейсов «Аэрофлота» и «России» из аэропорта им. Гагарина задерживали на несколько часов. Волну негатива вызвала и нехватка мест в салоне, когда пассажиров дважды за месяц оставляли за бортом из-за смены лайнера на менее вместительный.

Подобные рокировки в компании объяснили неполадками авиасудна. Между тем, пассажиры потеряли драгоценное время и деньги. У одних были стыковочные рейсы, другие бронировали определенные даты на отдых. RIA56 попытался разобраться, в каких случаях перевозчики обязаны брать на себя ответственность за просроченный вылет и компенсировать задержку.

Как гласит Гражданский кодекс

Согласно статьям 794 и 795 Гражданского кодекса РФ, в некоторых случаях перевозчик освобождается от ответственности за отмену или задержку рейса.  К подобным случаям относятся, в том числе, и неполадки на борту самолета.  Правда, авиакомпания должна доказать это в суде.

По данным skyscanner.ru, авиакомпания виновата, если рейс отменен или задержан из-за:

 — нестыковки в расписании;

 — неготовности экипажа или борта к выполнению рейса;

 — отказа в посадке пассажира на рейс из-за «овербукинга» (некоторые авиакомпании продают не фактическое число авиабилетов на рейс, а немного больше, учитывая, что по статистике часть клиентов в последний момент отказывается от поездки; «овербукинг» — как раз тот случай, когда пассажиров больше, чем мест в самолете);

 — невыгодности перелета для авиакомпании;

 — других ситуаций, в которых перевозчику не удалось доказать влияние обстоятельств непреодолимой силы на невыполнение условий договора с пассажиром.

Авиакомпания не виновата, если выполнить рейс вовремя помешали:

 — явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия;

 — военные действия;

 — прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;

 — а также, в некоторых случаях, забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров.

Рейс перенесли. Что делать?

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, пассажирам о задержке или переносе рейса обязаны сообщить. При этом информация должна содержать и данные о том, насколько задерживают рейс и почему. Произойти это может по разным причинам, в том числе из-за погоды, по вине авиаперевозчика или каких-то причин непреодолимой силы, вроде ЧС – пожаров, наводнений. В этом случае сотрудники авиакомпании обязаны предложить варианты дальнейших действий.

В большинстве случаев пассажиру предлагают переждать определенное количество времени и улететь следующим рейсом, если время ожидание превышает 8 часов, то готовят гостиницу. Иногда авиакомпания предоставляет перелет другим бортом или рейсом другого перевозчика. Разумеется, если в изменении расписания виноват авиаперевозчик, этот вариант для пассажиров бесплатен.

 — При задержке рейса более чем на 2 часа вы имеете право на два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, бесплатные напитки, свободный доступ в комнату матери и ребенка, если вы летите с детьми младше семи лет.

 — Если рейс задержан более чем на 4 часа, перевозчик обязан предоставить бесплатное горячее питание. Если рейс задерживается надолго, кормить вас должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.

 — Пассажиров, чей рейс перенесен более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью, авиакомпания обязана разместить в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом по закону вас не могут поселить в одном номере с посторонними людьми. Если вас не устроил предложенный номер или отель, вы вольны найти другой вариант сами, однако оплачивать его придется самостоятельно, как и трансфер туда-обратно.

Драгоценное время

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя», если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на задержку рейса, она обязана выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание. Также к этой сумме нужно приплюсовать 25 % МРОТ за каждый час ожидания — но не более половины стоимости билета — в качестве штрафа. Об этом гласит  ст. 120 воздушного кодекса  РФ. По российскому законодательству дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены, тем не менее вы имеете право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.

В пресс-службе «Аэрофлота» RIA56 уточнили, что авиаперевозчик берет на себя все обязательства по доставке транзитных пассажиров до конечного пункта при наличии единого билета, даже в случае задержки или отмены первого сегмента перелета.

Стоит отметить, что размер компенсаций за задержку или перенос рейса по вине авиакомпании в России один из самых низких в мире. Об этом говорят эксперты. Он определяется Воздушным кодексом РФ, точнее статей 120.  К примеру, в Европе если рейс отменен или самолет прибывает в аэропорт назначения позже, чем на 3 часа от времени, указанного в авиабилете, пассажир имеет право на компенсацию в размере € 250 — 600, в зависимости от расстояния полета.

Когда, куда и кому жаловаться

Если отменили или задержали внутренний рейс российской авиакомпании, претензия будет рассматриваться по законодательству РФ.

В соответствии со статьей 124 Воздушного кодекса РФ, претензию можно подать лично в аэропорту вылета или прилета. Если в аэропорту нет представительства авиакомпании или ее сотрудников нет на месте (например, ночью), подать претензию можно также на сайте компании, правда, по отзывам заявителей, электронные письма могут остаться без ответа. Поэтому вернее будет отправить претензию заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений. Копию заявления необходимо сохранить, как и подтверждение об отправке.

Согласно 126 статье Воздушного кодекса РФ, вы можете предъявить претензии к перевозчику в течение шести месяцев со дня отмены или задержки рейса.

Источник: skyscanner.ru

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

«Россия» вновь не смогла вывезти всех пассажиров рейса Оренбург-Анапа из-за замены борта

«Самолеты Шредингера»: источники сомневаются в существовании «сломавшихся» оренбургских бортов «России»