Бузулукский бор: не время для политики

Добывать или не добывать в Бузулукском бору нефть? Этот вопрос уже давно муссируется в местных СМИ, давая плодородную почву для популистских высказываний и самопиара местных политиков. Однако ситуацию, в которой оказался уникальный лесной массив, громкими словами не исправить. Сегодня не время для политиканов — нужны конкретные действия, причем в ближайшее время.

Около 160 скважин семи месторождений законсервированы на территории Бузулукского бора еще в советское время — в 1971 году. До этого момента активная добыча углеводородов шла здесь на протяжении 20 лет. Сейчас из-за износа оборудования скважины находятся в крайне тревожном состоянии. На 15 из них замечен выход нефти на поверхность, местные жители давно говорят и о самовыбросах газов, запах которых чувствуется в воздухе и отравляет жизнь бузулучанам. В целом картина удручающая: местная здравница давно перестала быть островком чистоты и экологичности. И с каждым днем угроза разлива нефти или возгорания попутного газа становится все реальнее. Специалисты говорят, что если такое случится, пожар на артиллерийских складах покажется небольшим фейерверком. 

фото: министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области

Сегодня 39 скважин признаны аварийными, и должны быть либо переконсервированы, либо открыты для добычи, а затем уже окончательно закрыты. Какой путь выбрать? Решить проблему, возобновив добычу нефти, предложило федеральное ведомство —  Минприроды РФ. Защитники парка поначалу возмутились: как же так, это особо охраняемая территория!  Есть статус – национальный парк «Бузулукский бор».

Статус действительно есть. Только распространяется он не на все земли лесного массива.

Больше тысячи гектаров лесных угодий, расположенных внутри парковой зоны, ни фактически, ни юридически заповедной зоной не являются. Потому и запретить разработку месторождений там никто не в силах. 

Так уж вышло, что в 2006 году, когда Бузулукский бор получил статус национального парка, за порывами радости и ликования никто не обратил внимания на то, что  участки земли со скважинами по какой-то причине не были включены в его структуру. А, значит, хозяйственная деятельность на этих территориях законна. По каким-то причинам, предыдущий  губернатор области Алексей Чернышов и его министр природных ресурсов Михаил Коннов не заметили этого нюанса. Свое одобрение вынесли и народные избранники – в частности, председатель комитета по собственности, природопользованию и строительству Законодательного собрания области Сергей Катасонов, ныне депутат Госдумы от ЛДПР.

Недавно на сайте госзакупок появилась информация о проведении торгов на пользование недрами, что снова всколыхнуло волну негодования. Громче всех, конечно, кричат те, кому проблемы бора помогают быть в преддверии новых выборов на слуху у оренбуржцев. «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ на словах развернули целую битву за жемчужину степей. К примеру, в официальных обращениях они въедливо вопрошают действующего губернатора: «Ответьте, какую позицию вы занимаете по отношению к бору? Очертите яснее». При этом прекрасно зная, что вопрос решается не на уровне области, а гораздо выше. Не останавливает оппозицию в борьбе с ветряными мельницами и тот факт, что Юрий Берг сам не раз отправлял обращения министру природных ресурсов и экологии Сергею Донскому с просьбой решить проблему Бузулукского бора. Создается впечатление, что внимание оппозиции привлекает в первую очередь не сам национальный парк, а возможность потрепать нервы руководству области. Все шаги оппозиции делаются напоказ. Вот и депутат Госдумы Сергей Катасонов от ЛДПР отправляется к министру природных ресурсов и экологии, чтобы еще раз обратить внимание на проблему бора. Но сообщил ли он министру, что в свое время именно он, глава профильного комитета Заксобрания области, подписал документы, согласно которым участки земли со скважинами не вошли в состав национального парка.

Политика дело такое….

Важнее разобраться — как обезвредить скважины… Общественное мнение, подогретое гневными выпадами оппозиционных политических партий, конечно, воспримет неизбежный вариант добычи нефти, пусть даже очень бережный и с применением новейших технологий, в штыки. Но так ли страшен черт, как его малюют? Ведь добыча шла на протяжении десятков лет, а бор стоит и сегодня. Если скважины будут законсервированы, рано или поздно вновь встанет вопрос об их судьбе. Нам же приходится отталкиваться от неизбежного — раз на добычу нефти и газа в Бузулукском бору объявлен тендер, кричи — не кричи об этом на каждом углу, нефтяники там рано или поздно появятся. Однако, благодаря обращению правительства области в федеральный центр в декабре 2014 года, разработка будет вестись с применением природоохранных технологий. И сейчас общественность нашего региона должны добиваться того, чтобы  нефтяники действовали максимально бережно по отношению к бору и рекультивировали земли задействованных участков. А тратить силы, размахивая кулаками после драки – удел популистов…