Ещё одно слово о герое: Кубаш Кабин
Война не просто вписана в историю страны, но и является отдельной главой в летописи каждой семьи. Миллионы семей война коснулась напрямую. Это след, который не сотрется временем, потому что события тех страшных лет передаются у нас из поколения в поколение…
О своем отце Кабине Кубаше Кабиновиче — ветеране Великой Отечественной жительница поселка Домбаровский Айман Нурманова помнит немного, но эти воспоминания, даже спустя многие десятилетия, ей все так же дороги. Уроженец шестого аула, 1906 года рождения, Кубаш Кабинович был представителем грамотной молодежи начала двадцатого века. После окончания Кустанайского педагогического училища он работал учителем в родном поселке. В 1935 году женился на Балкие Сапаргалиевой, спустя год родилась старшая дочь Айман. Ко времени, когда грянула война, в семье подрастали уже трое детей.
— Мои детские воспоминания, связанные с отцом, хранят только добрые страницы истории нашей семьи, — рассказывает Айман Кубашевна. — Папа — добрый, ласковый, заботливый, образованный, справедливый, он знал казахский, русский и арабский языки, последний выучил самостоятельно – читал молитвы из Корана. Он переживал не только за нас, за маму, но и за своих учеников. Он для каждого находил нужные слова, одного похвалит, другого пожурит, третьему даст совет. Помню, жили мы в большом доме, в котором, отделив комнату, отец основал школу. Это характеризовало его, как человека честного и бескорыстного. Помню, в нашем доме всегда жили абсолютно чужие нам люди — сироты, оставшиеся без родителей, старики. Им некуда было пойти, и они жили у нас месяцами и даже годами. Никто их никуда не гнал и никогда не попрекал куском хлеба…
На фронт Кубаша Кабиновича призвали в сентябре 1944 года. Младшему сыну Тагбергену тогда было всего полгода. Айман Кубашевна , конечно, не помнит день ухода отца на фронт, но помнит, что после его ухода жизнь семьи изменилась. Грусть, невыносимая неизвестность, ожидание. Омрачилось ее детство еще и несчастным случаем, когда, упав с велосипеда, маленькая девочка навсегда осталась инвалидом.
Но тяжелая работа позволяла на время отогнать мысли о судьбе солдата. Работали все: мама — телятницей, дедушка пас скотину, бабушка смотрела за домом и детьми. Благодаря труду, семья не голодала в годы военного лихолетья, а даже могли подкармливать соседей и нуждающихся.
Славным был боевой путь нашего земляка — рядового 46-ой гвардейской стрелковой дивизии.
Среди других наград главной стал орден Красной Звезды. Вот что о его подвиге рассказывают архивные документы: "Товарищ Кабин в период наступательных боев с 5 по 7 октября проявил себя смелым, храбрым и бесстрашным воином. Сам лично первый шел в наступление, воодушевляя остальных бойцов. Так же бесстрашно под обстрелом противника своевременно выносил раненых с поля боя, оказывая первую медицинскую помощь им во время эвакуации в тыловые санподразделения. За три дня наступательных боев он вынес с поля боя 33 раненых, в том числе командира 2-го взвода. Лично из своего автомата уничтожил четверых немцев…"
На передовой Кубаш Кабинович был дважды ранен, но после лечения в госпитале вновь возвращался на передовую. Беспокойство за судьбу солдата усилилось, когда пропал вести его родной брат Абдул Кабин, имя которого высечено на стеле памяти погибшим домбаровцам… Но отец многочисленного семейства вернулся.
— Отчетливо помню день возвращения отца с фронта, — продолжает Айман Кубашевна. — Все побежали встречать поезд, на котором папа ехал домой, и только я не могла — после травмы долгое время была прикована к кровати. С одной стороны, мне было очень обидно, что я последняя встречу отца с фронта, а с другой — бесконечная радость переполняла мое детское сердце — наконец-то, папа вернулся! Живой! И это было самым главным.
Жизнь вновь вошла в свое русло, родились еще трое детей, папа снова преподавал в школе. Но полученные в боях раны давали знать о себе все чаще. Мучительные боли преследовали его, и в какой-то момент молодой, здоровый организм не смог справиться с недугом. После продолжительной болезни, в возрасте 45 лет Кубаш Кабинович умер в домбаровской районной больнице, где находился на лечении.
Айман Кубашевне было тогда 15. Сейчас ей уже 80, но все эти годы она трепетно хранит воспоминания об отце, ветеране Великой Отечественной войны, ставшего одним из миллионов простых солдат, стоявших на защите своей семье, своей Родины.
— Мама, оставшаяся после смерти отца с шестью детьми на руках, всех сумела поставить на ноги, дать образование, дочерей — выдать замуж, сыновей — женить, — от нахлынувших воспоминаний в глазах пожилой женщины блестят слезы. — Совсем мало прожил отец, уйдя из жизни в самом расцвете сил. Сколько добра он мог сделать, живи он до старости! Скольких детей мог бы научить уму-разуму! Сколько тепла подарить своим детям и внукам!
Много испытаний выпало и на долю самой Айман Кубашевны, но она никогда не жаловалась на судьбу, напротив, по сей день благодарит небеса за внуков, правнуков и единственного сына, который как две кали воды похож на своего деда — фронтовика…