Что оценит ЕГЭ в 2015 году?

Маленькую сенсацию 8 апреля опубликовала газета «Известия».  Министерство образования и науки в 2015 году уберет из ЕГЭ тестовую часть – блок А, в котором испытуемые должны выбирать один вариант ответа из четырех предложенных. Об этом газете рассказал  глава ведомства Дмитрий Ливанов.

«Обсуждается несколько принципиальных изменений, направленных на повышение прозрачности Единого государственного экзамена, максимально выявляющих знания школьников и уровень усвоения ими образовательной программы. Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам», – сказал министр.

Минобрнауки планирует ввести устный экзамен по всем гуманитарным предметам и перевести госэкзамен с письменной формы на полностью электронный формат. «В начале это будет иностранный язык, а затем такая технология будет опробована на всех гуманитарных предметах — истории, литературе и так далее», — рассказал Ливанов об устной части ЕГЭ.

По словам министра, окончательные изменения подготовят не позднее августа 2014 года, чтобы уже с 1 сентября были известны новые правила ЕГЭ.

Попытаемся понять, о чем говорил министр и к чему это приведет.

Первое – исчезает блок А («угадайка»), в котором нужно выбрать один правильный ответ из четырех. Остается блок  Б, где в качестве правильного ответа нужно вписать слово или число. На мой взгляд, в отличие от министерского, это ни на йоту не повысит прозрачность ЕГЭ и тем более не оценит «уровень усвоения школьниками образовательной программы».

Мои контраргументы просты. Сохранение блока Б. в качестве основной базы оценки  не снижает риска списывания и подсказок со стороны экзаменующих. Ответы вновь унифицируется и совершенно неясно, как к ним приходит выполняющий задания.

Второе – вводится устный экзамен по всем гуманитарным предметам. На деле это означает, что мы тихо возвращаемся к привычным выпускным экзаменам в школе с традиционными билетами. Но (внимание!) министр говорит о ЕГЭ, том самом унифицированном экзамене, который позволяет поступать в любой далекий или столичный вуз  без дополнительных испытаний. Напомню, что это чуть ли не главный аргумент сторонников ЕГЭ в его пользу.

Как, а, главное, кем  будет оцениваться устный ответ из выступления министра тоже неясно.

Ясно другое: ЕГЭ в его нынешнем и даже будущем виде не приемлет большинство российского общества. Может быть, вместо модернизации мертворожденной идеи, стоит признать свои ошибки и вернуться к прежней системе оценки знаний?