Отец Александр — о рождественских традициях

Одна, вторая, третья передача на ТВ в канун Рождества – все о чудесных исцелениях. Поневоле начинаешь верить в то, что существует какая-то невидимая сила, которая помогает, и начинаешь сам верить в чудеса. Чудо со своей стороны совершают и священнослужители, которые, как говорит настоятель Спасо-Преображенского храма протоиерей Александр Куцов, являются врачевателями души человеческой. С ним беседовала корреспондент "Орской газеты" Людмила Денисова.

–Человек прельщается от дьявола, – говорит отец Александр. – И он может не грешить, однако, греховностью пропитана вся человеческая природа. Грешить для него так же естественно, как дышать. И от грехов – все недуги, которые врачуют в церкви. В церкви человек может духовно переродиться, и тогда произойдет чудо, пусть небольшое…

Но у прихожан храма не всегда получается переродиться сразу, считает собеседник: степень духовных, физических сил, как и степень устремленности, у всех людей разная. 

– Каждый человек воюет прежде всего со своими страстями и недостатками. Достоевский однажды хорошо сказал: «Дьявол борется с Богом, а арена борьбы – это сердце человека». Это значит, что человек может одержать победу над своими страстями и покаяться. Покаяться, кстати, никогда не поздно. И тогда Господь подаст руку помощи. Примеры такой помощи человек может увидеть в своей жизни.

Наверное, не зря во время крестных ходов с чудотворными иконами или мощами святых в храмах города собирается такое количество людей. А на Рождество церкви заполняет все больше прихожан. Все они верят, что Бог поможет, услышит. Пусть и не сразу.

– Богу важно, чтобы пришедший в храм искренне раскаялся, – поясняет отец Александр. – Бывает, что человек, укравший железную дорогу или миллион, покаялся в церкви, посчитал, что все его простили: и Бог, и те, у кого украл; и пошел воровать дальше. Это значит, что человек не покаялся, он лицемерил перед Богом. А вот если человек покаялся и взамен украденного миллиона отдал четыре, то здесь мы говорим о настоящем покаянии. Человек не просто должен признать свою вину, он обязан исправиться. Насколько хватает наших сил в этом плане? Да, мы спотыкаемся! Да, падаем, грешим. Но мы должны из этой тины выползать, выскакивать, бежать. Если это делать искренне, то Бог идет навстречу и помогает.

А нравственный переворот в душе и сердце человека происходит редко – имею в виду того, который украл, согрешил. Человек ведь крадет не для того, чтобы отдать, причем вчетверо больше. Это будет стыдно и глупо по отношению к самому себе, как он считает. Но если он это перебарывает, то исправляется. Такой пример достоин всяческой похвалы, несмотря на то, что человек в прошлом был негодяем. Конечно, наших современников удивляет, что бывшие преступники встают на путь покаяния и служения церкви. Все свое награбленное имущество они отдают в церковь, нередко становятся церковными служителями. У мирян это вызывает неприязнь, отторжение. А мы этому радуемся, как чуду. Такие нравственные перевороты совершаются искренне. Ведь нужно судить человека не по фактам, а по намерениям. На моей памяти есть такие люди, которые когда-то совершили преступление, но пришли в церковь – и остались в ней. Не могу конкретизировать, просто говорю, что они есть, хотя их можно пересчитать по пальцам.

Если уж разговор зашел о воровстве, то не преминул протоиерей упомянуть и о том, что важно сегодня в общество вернуть религиозную нравственность.

– Потому что мирская нравственность хромает, – уточняет отец Александр. – Для одного человека украсть три рубля стыдно и зазорно. А для другого и миллион украсть незазорно. Не зря, видно, говорят: «Украдешь булочку – попадешь в тюрьму, украдешь железную дорогу – попадешь в парламент». Каждый должен понимать, что в мире на самом деле ценно. Для человека религиозно нравственного нельзя украсть ни булочку, ни железную дорогу, ни миллион, ни три рубля. Нужно вернуть нравственность религиозную, тогда жизнь человека окрасится новым смыслом и обогатится новыми ценностями. Когда человек вернет христианский базис из традиций и нравственности в свою жизнь, все остальное, согласно Евангелия, приложится. Ведь тот же материальный недостаток в жизни от того, что живем мы безнравственно.
Не нужно хаять плохое правительство, не в нем причина. Не в конкретных людях, а в безнравственности народа. За нравственность Бог даст все – и достаток в жизни, и достойных хороших правителей. Мы же начинаем копаться в следствиях, забывая о причинности. Но вспомните врачебную фразу: «Поставить правильный диагноз – это половина успеха в лечении болезни». Так и здесь. Правильно нужно поставить диагноз: наше общество больно. Нужно выздороветь, пригласив в свою жизнь религиозную нравственность, поверить в Бога и Богу. Ведь даже атеисты верят во что-то – например, в то, что Бога нет. Неверующих не существует. Каждый верит в свое. В Рождество люди верят.

– Недаром Рождество Христово считается самым главным праздником после Пасхи, – поясняет отец Александр. – Церковный Новый год, который празднуется по старому стилю (по юлианскому календарю) 14 сентября, проходит незаметно. Мы отмечаем его молебном. Сейчас совершают молебен и в мирской Новый год 1 января. Новогодний праздник отмечается нами частично: у нас рождественский пост и стол однозначно не праздничный. На Рождество и стол другой, и настроение, и праздник этот светлый и добрый. 

В Рождество мы обычно просим благословения на будущее, ведь оно тревожило и продолжает тревожить всех. Потому-то мы благодарим Бога за год прошедший. Благодарим, в первую очередь, за то, что еще существуем и живем в мирной стране. За то, что Господь дает нам время для покаяния с точки зрения христианской и эсхатологической. Что ни говорите, конец времен волнует многих, и эта эсхатологическая тема буквально витает в воздухе – настолько она остра и актуальна.

Я всегда олицетворяю себя со своим приходом, так как моя жизнь на 90 процентов проходит здесь, а не в миру. Так вот, за все успехи нашего прихода и православной гимназии я благодарю Бога. Благодарю Бога за достижения в учебе, ведь я еще студент: учусь в Московском Свято-Тихоновском богословском университете. Это при том, что образования у меня достаточно: семинария, академия и кандидатская степень за плечами. Но хочется большего.

Еще Бога нужно благодарить за мирное небо над головой. Мы, конечно, не слышали грохотов войны, но знаем о них из рассказов ветеранов. На моих глазах и глазах многих людей прошел афганский конфликт, который унес много жизней. А какие жертвы понесла наша страна в Чечне! Больно вспоминать. Поэтому понятие мира для нас чрезвычайно важно. Особенно это ценно на фоне тех настроений, которые существуют в ближнем зарубежье и в дальнем.

А в России тем временем происходят теракты, к которым миряне и церковные люди относятся по-разному. Протоиерей высказал свое мнение на этот счет:

– Теракты совершаются и будут совершаться. Это – стопроцентное зло, которое является неким инструментом для достижения неких целей. Инструмент, надо сказать, неудачный. Во-первых, гибнут неповинные люди. Во-вторых, эти цели достигаются столь варварским методом. Теракты вселяют в людей ужас. Но мы должны понимать, что волос человеческий не падает с головы без воли Божьей. Конечно, человек нецерковный может выставить массу контраргументов: мол, как же так, совершенно невиновный человек гибнет за чьи-то интересы, где же был Бог? Все попытки рассуждать на эту тему – всего лишь попытки.
Кто-то из святых отцов как-то сказал: «Бог благ, и только благ, он не мститель, он не наказатель». Поэтому даже те бедствия, которые случаются с человеком, носят педагогический характер с точки зрения вразумления человека, чтобы он пересмотрел свою жизнь, исправился. Несчастья фатального характера должны, в свою очередь, освободить человека от грехов. Бог ведь насколько милостив и благ, настолько и справедлив. Но, повторюсь, при разборе темы божественного провидения, его правосудия в отношении терактов в одну кучу все складывать не совсем правильно. Можно ошибиться в акцентах.

И, подводя итог нашему разговору, отец Александр отмечает:

– Мы вообще не имеем права ни забрать чужую жизнь, ни осудить другого человека. В этом залог нашего благополучия – и временного и в вечности.