2015: события года по версии RIA56
Редакция портала RIA56 в последние дни уходящего 2015 года подвела его итоги. Предлагаем вам вспомнить главные события прошедших 12 месяцев. Мы собрали воедино как истории со знаком плюс, так и со знаком минус. При этом в рейтинг вошли как общероссийские, так и региональные события, на которых мы сделали акцент, определив собственные номинации.
РОССИЯ
Трагедия года: Теракты
Крушение российского самолета над Синаем, теракты в Париже, ежедневные диверсии на Ближнем Востоке, взрывы на Украине и крайне неспокойная обстановка на Северном Кавказе. 2015 год был действительно «красным» в плане террористической угрозы. Теракты привели не только к самым разносторонним последствиям – от запрета на авиасообщение с Египтом до энергоблокады Крыма, но и усилили международную напряженность.
Операция года: русская авиация в Сирии
Россия стала единственной страной, которая борется с ИГ (запрещена в России) по приглашению легитимных властей государства, территорию которого террористы захватили. За три с небольшим месяца воздушной операции российские ВВС и ВМФ нанесли по боевикам тысячи ударов, ликвидировав тренировочные базы, штабы боевиков и объекты подпольного нефтяного бизнеса. Политическую цену начала войны в Сирии Россия определит и ощутит гораздо позже, однако о военном успехе русской армии можно смело заявить уже сегодня.
Дно года: Рубль и нефть
Рубль вслед за мировыми ценами на нефть залег на дно. Однако, судя по декабрьским колебаниям курса валют и очередному витку спада цен на «черное золото», даже из-под этого дна нам уже стучат. Многие эксперты надеются на то, что в начале 2016 года рубль, как и годом ранее, отыграет 40-60% падения. Однако более пессимистичные эксперты напоминают, что «черный декабрь 2015» стал стечением целого ряда обстоятельств, а нынешний курс валют спровоцировала в первую очередь именно дешевая нефть. В целом, что бы ни говорили эксперты, сегодня доллар за 70, а евро – под 80. Со всеми вытекающими последствиями.
Вдобавок ко всему, в России началась зачистка банковской системы. Она затронула и Оренбургскую область, в частности лишились лицензии «Бузулукбанк» и «Носта Банк». Также исчезли и некоторые столичные банки, работавшие в Оренбуржье.
«Удар в спину» года: Турция
Всего через неделю после объятий в Анкаре Путин и Эрдоган стали злейшими врагами. Сбитый над Сирией Су, погибшие пилот и морпех, международный скандал и жесточайшая конфронтация, за которыми последовали санкции и разрыв торговых отношений. Так страшно выглядит зима русско-турецких отношений. «Удар в спину», «Аллах попутал» и «Пособники ИГ» — вот только часть реплик Президента России Владимира Путина в отношении ряда руководителей турецкого государства. Русская весна в Турции теперь наступит очень нескоро.
Недоразумение года: Украина
Минские протоколы дали России и Украине шанс на нормализацию отношений. Однако шанс так и остался витать в небе над Донбассом. И без того катастрофические отношения продолжились взаимными санкциями и политическим скандалом, а завершились отказом вернуть долг (и, как следствие, неотвратимый дефолт), энергоблокадой Крыма (зачем Украина создала блэк-аут на территории, которую считает своей, до сих пор никто так и не понял), а также выходом из зоны свободной торговли СНГ. А еще – закрытые для российских авиакомпаний аэропорты, переименования городов и отказ выполнить ряд пунктов минских соглашений. В общем, с Украиной все пока что еще хуже, чем с Турцией.
Ущерб года: пожары в Оренбуржье
Десятки погибших, сотни пострадавших, ущерб на десятки миллионов. В этом году Оренбуржье горело не хуже Забайкалья или Подмосковья. Бытовые пожары унеси десятки жизней, горели и задыхались старики, взрослые и дети. Летом к техногенным пожарам добавились природные. Самые большие последствия принесла трагедия в Кувандыкском районе: без жилья остались несколько семей в селе Васильевка. Новые дома погорельцам возвели в считанные недели, но сколько таких Васильевок ожидает область в 2016 году?
Катастрофа года: Омская казарма
Четверо оренбургских призывников погибли, еще двое получили травмы при обрушении здания казармы в Омске. В четырехэтажном здании, расположенном в поселке Светлый под Омском, глубокой ночью обрушились пролеты. В этот момент в казарме спали 337 военнослужащих. Под завалами оказались 42 человека, 23 из них погибли. Следователи продолжают вести уголовное дело, однако до завершения всех работ и суда пока далеко.
Протест года: «Платон»
В последний раз акция протеста неравнодушных оренбуржцев была зафиксирована в 2011 году, после выборов в Госдуму. Однако такого протеста область еще не знала: на трассы области выехали десятки дальнобойщиков, бастующих против введения системы «Платон». Некоторые из них позже поехали «на Москву». Сейчас в области создается независимый профсоюз перевозчиков. Руководство области несколько раз встретилось с протестующими, а позже федеральные власти ослабили систему штрафов. Однако главные требования дальнобойщиков пока не выполнены.
Скрепа года: новый митрополит
В Оренбургской области впервые за долгие годы сменился митрополит. О Вениамине, который в ближайшие годы будет оставаться одним из главных духовных лиц региона, в Оренбургской области известно не слишком много. При этом верующие возлагают на него больше надежды: несмотря на кажущееся благополучие, в оренбургской обители далеко не все так хорошо, а инциденты в Орске и Саракташе – лишнее тому подтверждение.
Ликвидация года: Выборы-2015
За несколько месяцев до муниципальных выборов в России запретили прямые выборы мэров и глав населенных пунктов. Чуть позже в Оренбургской области приняли решение выбирать глав из кандидатов, предварительно одобренных специальной комиссией. И, вопреки ожиданиям, Единый день голосования прошел на редкость спокойно: в Оренбурге смена власти произошла почти без скандалов, а районы и города области тихо и без шума выбрали новых руководителей. Недовольных новой системой по-прежнему много, однако, отмена выборов и внедрение новой системы избрания глав муниципалитетов не стала поводом для публичных политических конфликтов.
«Двушечка года»: дела против чиновников и депутатов
Иоаниди, Куликова, Зиганшин, Сало, Реймер, Явкин, Виноградов. Список чиновников и экс-чиновников, глав и депутатов, ставших фигурантами уголовных дел, или признанных виновными судом в 2015 году сильно вырос. По большей части речь идет о коррупции, реже – о криминале. При этом зачастую вердикт оказывается для общественности неожиданным: кто мог себе представить реальный срок для Александра Сало или перевод Виктора Иоаниди из свидетелей в подозреваемые?
Энергия года: открытие солнечных электростанций
Альтернативная энергетика еще пять лет назад была для Оренбургской области чем-то из разряда научной фантастики. В 2015 году в области заработали сразу две солнечных электростанции: в Орске и Переволоцком. Мощность первой (25 МВт) может полностью покрыть нужды города вроде Медногорска, второй (5МВт) – самого поселка Переволоцкого. Да сроки окупаемости велики – более десяти лет. Зато какой эффект и задел на будущее! В ближайшие три года в Оренбуржье откроется еще несколько солнечных электростанций.
Команда года: «Газовик»
Еще пять лет назад «Газовик» болтался во втором дивизионе, а попав в ФНЛ, оказался в зоне вылета. Приход Роберта Евдокимова команду от вылета не спас, зато через сезон они вернулись. И как вернулись! Два пятых места подряд, а в этом сезоне – безоговорочное лидерство. После осенней части чемпионата «Газовик» уже одной ногой в Премьер-лиге. Успех команды был настолько очевиден, что оренбургский стадион начали срочно расширять до десяти тысяч кресел. А еще в этом году «Газовик» дошел до полуфинала кубка России, уступив столичному «Локомотиву» лишь в серии пенальти.
Конфликт года: Бузулукский бор
Никто не расскажет нам о том, как и когда в документах на заповедную зону появились выделенные под нефтедобычу участки – ответственность слишком высока. А в этом году история «аукнулась»: у скважин появился собственник. Правда, нефтедобычей дело не ограничится: сперва будут переконсервированы и переликвидированы старые «дышащие» скважины. Вокруг бора в течение года велись экономические, политические и экологические баталии. Однако внятного ответа на вопрос о том, является ли данный вариант идеальным, жители области так и не получили. И теперь имеют дело со свершившимся фактом: нефтедобыча будет.
Танец года: «Пчелки»
С подачи главы ФБК Алексея Навального танец студии «Кредо» стал выступлением на школьном ансамбле. Потом все, правда, поправились, но нервов оренбургским танцовщицам потрепали много. Танец на отчетном концерте стал причиной для конкурса «острословов» в лице Павла Астахова, депутатов Госдумы и сенаторов, а также интернет-троллей. Он продолжился проверкой Следственного комитета и приостановкой работы студии. Сейчас у «Кредо» все в порядке, танцы продолжаются, а об истории все забыли. Правда, ролик с их танцем стал «хитом года» в русском сегменте Youtube, заняв первое место в рейтинге «самых вирусных» роликов.
«Культура в массы»: Театры
Главным событием культурной жизни области стали большие перемены в работе театров. Да, мы привыкли к ежегодному фестивалю «Гостиный двор» и регулярным юбилеям местных трупп. Но в 2015 году в области новыми красками засверкал отремонтированный бугурусланский театр, также произошел фактический «перезапуск» Музкомедии – за «Голубой камеей» последовал «Дубровский», и это – действительно новый шаг для оренбургской театральной жизни.
Уход по-английски года: Отставки в правительстве
В 2015 году правительство Оренбургской области покинули глава минэкономразвития Евгений Сиротенко, его место заняла Наталья Безбородова. Министром культуры стала Евгения Шевченко, сменившая работавшего в статусе и.о. Виктора Батеженко. А министерство строительства Оренбургской области в статусе и.о. возглавила Ольга Мищерякова, она пришла на смену министру Сергею Домникову. Помимо того, в регионе появился новый министр по внутренней политике: Вера Баширова сменила на этой должности Олега Димова, который отправился работать в Законодательное собрание. Как отмечал RIA56, Сиротенко и Домников информацию о своей отставке не комментировали, сославшись на уход по собственному желанию и личные обстоятельства.
Экология года: Лошади Пржевальского
В заповеднике на территории Оренбургской области возрождают популяции лошади Пржевальского. Масштабный проект находится под пристальным вниманием как региональных, так и федеральных властей. Об оренбургских лошадях, которых, кстати, свозят в регион со всего мира, уже не раз рассказывали федеральные СМИ. А сами они чувствуют себя в родных степях прекрасно, отмечают сотрудники заповедника.
Разочарование года: долгострои
В области по-прежнему сразу несколько важных социальных объектов находятся в статусе «долгостроев», и в первую очередь это – жилые дома. Помимо того, долгостроем, увы, стал оренбургский аквапарк: срок его сдачи переносится уже четвертый раз. Также в регионе пока заморожено возведение Дворца водных видов спорта под Оренбургом. Еще один печалящий глаз объект – недостроенный молл на выезде из областного центра: сроки возведения объекта пока не уточнены.
Импортозамещение года: оренбургские заводы
Буровые установки, сыры, мясо, масло, стройматериалы. Промышленность Оренбургской области сделала для импортозамещения в 2015 году достаточно много. Тому способствовали как открытия новых предприятий, так и новые производственные линейки на уже работающих заводах. В правительстве области надеются, что со временем импортозамещающих производств на территории оренбургского региона станет еще больше.