Категория М: закон о скутерах не работает?
В конце 2013 года в России вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения». По новым правилам для управления мопедом и скутером теперь необходимо иметь права новой категории «М», получить их можно с 16 лет. По прошествии нескольких месяцев оренбургские правоохранители констатируют: закон изменился, но подростки без прав продолжают колесить по дорогам области.
Фото: molodegnii.aismo.ru
Первыми тревогу забили сотрудники ГИБДД, а вскоре к ним присоединились и все участники дорожного движения. Печальную картину стали стремительно дополнять ДТП с участием несовершеннолетних водителей.
Предъявить инспекторам Госавтоинспекции юным лихачам до недавнего времени было нечего: закон не рассматривал транспортные средства с объемом двигателя до 50 куб.см как полноценное ТС, на которые требуется наличие водительского удостоверения. Говоря проще, скутер считался чем-то вроде игрушки, велосипеда с моторчиком. Лишь в конце прошлого года наконец вышел закон, обязывающий владельца скутера иметь водительское удостоверение категории М. И казалось бы, вот он — долгожданный порядок на дорогах. Но не тут-то было. Закон вступил в силу, а водители-подростки продолжают управлять скутерами без прав. Школьники, к примеру, даже ездят на них в образовательные учреждения.
На вопрос как такое может происходить, ответил заместитель отделения МО МВД России «Шарлыкский» Сергей Беляков.
— Да, — подтвердил Сергей Викторович, — закон, действительно, вступил в силу, но произошло это не в сентябре прошлого года, как ожидалось, и даже не в январе нынешнего, а в мае 2014. Оказалось, что для реализации требований этого документа нет соответствующей базы. А точнее, на новую категорию М в настоящее время не обучают ни в одной автошколе по той простой причине, что даже нет такой образовательной программы. Законодатели, как говорят в народе, поставили телегу впереди лошади… Хотя, я думаю, к июлю ситуация изменится. На категорию М начнут обучать, а закон «заработает».
Сейчас шестнадцатилетних скутеристов практически не трогают. Задерживать скутер инспекторы не имеют полномочий, потребовать удостоверение — тоже, запретить пользоваться транспортом — только на словах. Беседы с родителями подростков ничего не дают. Многие юные водители заявляют, что с удовольствием пошли бы учиться на права, если бы им сказали, куда. Единственного нарушение, за которое ГИБДД может реально наказать штрафом, — езда без мотошлема.
Что касается водителей, не достигших 16-летнего возраста, то по ним материалы направляются в районную комиссию по делам несовершеннолетних. Но и здесь присутствует полная, хоть и законная безнаказанность. Как правило юным скутеристам и их родителям выносится только предупреждение.
— Мы действуем строго в рамках закона, — комментирует ситуацию председатель КДН и ЗП, заместитель главы района по социальным вопросам Владимир Шамов, — а он предписывает, что наказать горе-водителя, которому не исполнилось 14 лет, мы не можем. Беседуем с родителями, выносим предупреждения, ставим на учет. Штрафуем также в основном за отсутствие мотошлема.
ГИБДД сетует на то, что комиссия отпускает нарушителей практически безнаказанными, а в КДН считают, что это прерогатива инспекторов. В итоге дети за рулем продолжают угрожать общественной безопасности.
— Более того, вы не представляете, скольких трудов стоит изловить нарушителя, — говорит Сергей Беляков. — Когда малолетний лихач нагло не реагирует на требование инспекторов остановиться и мчит в нужном ему направлении, когда называет не свою фамилию, когда родители на наш звонок утверждают, что их ребенок в данный момент дома, а не рядом с патрульной машиной. Кроме того, мы сейчас не имеем права пускаться в погоню за нарушителем во избежание совершения им ДТП, в котором может пострадать он сам. И дети этим пользуются.
— В одном из районов области нашли выход, — рассказывает Владимир Шамов. — Инспекторы штрафуют родителей за передачу руля лицам, не имеющим водительских прав. Ведь скутер — как правило, это покупка взрослого, а не ребенка, а значит, и принадлежит взрослому… А штраф в этом случае уже более серьезный.