Оренбуржцы научились зарабатывать на дешевом бензине из Казахстана
Нелегальные поставки из приграничных районов Казахстана в Оренбургскую область бензина и дизельного топлива стали одним из видов заработка для десятков жителей региона. Дешевое, но не всегда качественное горючее завозят автоцистернами и продают на небольших заправках, разливают во дворах или даже заправляют на трассе. Невозможность серьезно наказать рядовых граждан за подобную предприимчивость сделала поставки «левого» топлива прибыльным делом.
Между тем такой теневой бизнес наносит вред не только экономике, но и экологии региона. Сотрудники Росстандарта неоднократно отмечали многократные превышения допустимых концентраций вредных веществ в бензине из соседней республики. Так факт использования нелегального топлива, в котором в 500 раз было превышено содержание серы, зафиксирован на заправочной станции одного из молокозаводов Оренбургской области.
– Явно предприятие на собственной АЗС использовало топливо, произведенное не в России, – уточнил начальник отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального Управления Росстандарта Николай Якунин. – Согласно требованиям Технического регламента в России с 2016 года не допускается оборот дизельного топлива и бензина ниже пятого класса. Тем временем на территории Республики Казахстан производство и реализация автомобильного бензина второго экологического класса возможны до 1 января 2018 года. Этим активно пользуются некоторые предприимчивые граждане.
Стоимость дизтоплива непонятного класса из Казахстана примерно вдвое ниже по стоимости российской «солярки», уточняют эксперты. При этом оренбуржцы, занимающиеся незаконным ввозом топлива, хорошо юридически подкованы.
– Таможня, пограничная служба, полиция неоднократно задерживали подобных перевозчиков, но если факт реализации не доказан, а нарушитель заявляет, что будет использовать топливо в личных целях, привлечь к ответственности не представляется возможным, – объясняет Николай Якунин.
Тем не менее, в Оренбургской области есть факты, когда перевозчики были пойманы с поличным и привлечены к административной ответственности. Среди них есть и граждане Казахстана. При этом размер штрафа для физических лиц не может превышать двух тысяч рублей. Такие потери с лихвой окупаются.
– В настоящее время действует мораторий на проверки малого бизнеса, а как показывает опыт, именно на небольших несетевых заправках реализуется «левое» топливо. Есть случаи, когда заправки организуют во дворах или заливают напрямую из бензовоза, припаркованного на трассе. В таком топливе в сотни раз могут быть превышены концентрации допустимых вредных веществ, что неоднократно подтверждалось испытаниями, – уточнил представитель Росстандарта.
В качестве одного из вариантов борьбы с фактами реализации кустарного бензина и дизельного топлива в Оренбургской области Николай Якунин предложил ужесточение наказания для физических лиц. В настоящее время за транспортировку и перевоз через границу оштрафовать могут только должностное или юридическое лицо.