Как помочь особым детям: в Оренбуржье школы подключаются к системе инклюзивного образования
Первого сентября во всех российских школах начали действовать два новых образовательных стандарта: для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с интеллектуальными нарушениями. О том, что это за стандарты, какова их главная цель и что изменится в школах с их внедрением, рассказала методист ресурсно-методического кабинета Новоорского центра обеспечения и развития образования Наталья Кузнецова.
О вариативной системе
– Новые стандарты направлены на формирование индивидуальных маршрутов обучения только для детей, которые пришли в первые классы, – акцентировала внимание Наталья Валентиновна. — Независимо от того, учится ли ребенок в общеобразовательной или коррекционной школе, каждый получит возможность получить качественное образование. Такая вариативная образовательная система – ее еще называют инклюзивной — появится в России впервые. Ее главная цель — помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья стать полноценным членом общества.
Разъясните подробнее, что означает термин «инклюзивное образование»?
— Инклюзивное, или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Другими словами, теперь дети практически с любыми диагнозами могут учиться в любой общеобразовательной школе?
— Это, действительно, так. Нормы государственных стандартов распространяются на глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых, а также детей с расстройствами аутистического спектра.
Важно также, что новые стандарты позволяют педагогам при обучении детей с особенностями развития переходить с одной программы на другую либо дополнять выбранную модель новыми образовательными элементами – в этом заключается их вариативность. Если ребенок в ходе обучения будет демонстрировать положительные результаты, педагог может перестраивать его индивидуальный маршрут так, чтобы повысить качество и глубину знаний. Или наоборот, упрощать программу, подстраиваясь под особенности восприятия ребенка. Этот факт, кроме педагогов, должны также учитывать и родители детей с особенностями развития.
фото: www.vsluh.ru
Об опасениях взрослых
А кто принимает решение, где дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться?
— Конечно же, выбор остается за родителями. Они являются активными участниками образовательного процесса и самостоятельно решают отдать ребенка в коррекционную или обычную школу либо обучаться на дому.
Как родители восприняли новость о возможности детям с особенностями здоровья обучаться в обычной школе?
— По-разному. Есть те, кто не хочет отдавать детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками. Есть и те, кто преодолел в себе эти страхи. К примеру, на сегодняшний день по новым стандартам в районе обучаются 10 учеников в первой и второй Энергетикских школах, первой Новоорской школе, первом Новоорском лицее, а также в школах сел Красноуральск, Чапаевка, Добровольского.
Если говорить об опасениях взрослых, то у этой проблемы есть еще одна сторона: как будут воспринимать введение новых стандартов в образовании родители обычных школьников?
— Совершенно верно. Есть такие родители, которые, действительно, опасаются, что ребенок с особенностями здоровья будет мешать на уроках, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Безусловно, учителю трудно вести занятие, если в классе есть ребенок с особенностями здоровья. Повлияет ли это на уровень знаний всего класса, сказать пока нельзя, поскольку внедрять стандарты мы только еще начинаем. Точно сказать можно лишь одно: учителю нужно будет по-новому организовывать занятия. Как это делать, педагогов научили на курсах повышения квалификации по инклюзивному образованию. На сегодняшний день такие курсы прошел 31 педагог.
То есть подготовке педагогического состава вы уделяете большое внимание?
— Это одна из ключевых задач. Но кроме педагогов сегодня важно также подготовить и сопровождающих для детей с ограниченными возможностями здоровья — тьюторов.
О новом виде педагогики
Еще один иностранный термин?
— Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Он применяется во многих областях, к примеру в социальной работе с проблемными семьями, но жизненно необходим именно в инклюзивном образовании.
Тьютор – это своего рода посредник между педагогом и ребенком?
— В работе этого специалиста несколько задач: во-первых, оказывать своему подопечному физическую помощь, к примеру, ребенку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов. Во-вторых, он помогает подопечному установить контакт с другими детьми, показывает окружающим своим примером, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как им помогать. В-третьих, проводит дополнительные занятия с особыми детьми, координирует работу логопедов, психологов, дефектологов. Правда, тьюторов в районе у нас пока нет. Не во всех школах есть и психологи, логопеды.
Хотя нуждающиеся в коррекционной работе школьники не останутся без внимания специалистов – в этом году впервые на базе Центра детского творчества создана служба психолого-педагогической и логопедической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
фото: blog.7ya.ru
О комфортной среде
Но для особых детей в обычных школах нужны также и особые условия?
— Да, действительно. Создавать условия для инклюзивного образования в районе начали еще два года назад – именно в 2014 году некоторые наши учреждения стали участниками государственной программы «Доступная среда». Сегодня улучшена школьная среда в первой Новоорской, второй Энергетикской, Гранитной, Будамшинской школах. В данные учреждения поступило оборудование для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушением функции зрения и слуха на общую сумму 5,6 ммллмонов рублей.
Кроме этого, в этих школах установлены сенсорные комнаты, которые оснащены сухим бассейном, специальными мягкими модулями для конструирования, тренажерами, играми.
Во второй Энергетикской и Будамшинской школах установили с двухуровневыми поручнями пандусы, кнопки вызова, заменили входные группы без порогов, обустроили туалетные комнаты. На эти ремонтные работы затрачено 700 тысяч рублей из областного бюджета и 260 тысяч из районного.
В этом году право на участие в государственной программе получило дошкольное учреждение №2 Новоорска. В детском саду уже проведены работы по устройству пандуса, кнопки вызова, замены дверных блоков без порогов. Из областного бюджета на эти работы выделено 242 тысяч рублей, из районного — 35 тысяч рублей. Также ожидается поступление оборудования для слабовидящих детей и сенсорная комната.
— Предстоит сделать еще больше, и наша задача — без паники, разумно, используя все возможные ресурсы, поэтапно двигаться к тому, чтобы во всех наших школах были созданы условия для инклюзивного образования детей, — подчеркнула Наталья Кузнецова. — Ведь если все будет организовано правильно, совместная учеба здоровых и особых детей пойдет на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкнут не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Особые дети тоже выиграют – они вырастут полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.