Мобильное рабство: народ освобожден, но счастлив ли народ?

«Большая тройка» мобильных операторов в Оренбургской области готова обмениваться клиентами без смены номера, правда, с некоторыми оговорками. Сами оренбуржцы к услуге прибегают не активно, а тех, кто еще не успел ей воспользоваться, призывают не торопиться.

Не торопитесь расстаться с прошлым

Первого декабря вступил в силу закон об отмене «Мобильного рабства». Теперь поменять сотового оператора можно без смены номера: «Билайн», «Мегафон» и «МТС» уже готовы предоставить эту услугу оренбуржцам. Чтобы стать абонентом другого оператора, достаточно написать соответствующее заявление в салоне связи. Как заявил каждый из участников «большой тройки», услугой уже воспользовались несколько человек, в том числе, в Оренбургской области. Стоимость такого перехода, как и было оговорено в соответствующем законе, 100 рублей.

Несмотря на то, что все операторы заявили о своей готовности к оказанию подобных услуг, пока торопиться с ней экперты не советуют. Так, представители «Билайна» заявляют, что не могут гарантировать,  что остальные  игроки рынка, включая локальных региональных операторов, а также платежных систем, банков, контент-провайдеров и т.п., готовы к процедуре переноса номера в такой же степени. «Мегафон» тоже уточняет: в условиях MNP(mobile number portability – переносимость телефонного номера)  работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов. То есть проблемы перешедшего к оператору абонента будут, в первую очередь, с входящими звонками с других сетей, в большей степени это зависит от оператора-донора. Невозможность принять входящие вызовы/SMS из других сетей, некорректное пополнение баланса  и т.д. – также потенциальные проблемы, которые могут поджидать абонента при переходе. У «МТС», очевидно, такие же сложности. Отметим, если за рубежом поставщикам мобильных услуг на подготовку в среднем было дано два-три года, то российским на исполнение закона отвели чуть меньше двенадцати месяцев.

В связи с этим некоторые компании могут воспользоваться правом, которое им предоставило Постановление Правительства, и установить более поздний срок, чем 8 дней, для начала оказания услуг портируемым абонентам. Так, согласно закону, в переходный период (до 7 апреля 2014 года) оператор, к которому уходит клиент, может сам определить дату начала оказания услуг новому абоненту. Единственное ограничение – это должно случиться не позднее 14 апреля 2014 года. После 7 апреля перенос должен занимать восемь дней для физических и 29 дней для юридических лиц, срок может быть продлен до 180 дней, но лишь по желанию абонента.

В сообщении Союза потребителей России, опубликованном ИТАР-ТАСС, отмечается, что для того, чтобы инициатива заработала в срок, Минкомсвязи должно было выпустить пакет необходимых нормативно-правовых актов еще весной. Однако приказ министерства, утверждающий порядок взаимодействия операторов, был обнародован только 27 ноября. В результате операторы, особенно региональные, оказались не в состоянии подготовиться к запуску услуги. 

В то же время ответственность для операторов появится только с 1 марта 2014 года. Таким образом, с 1 марта до 7 апреля следующего года у оператора еще не будет обязанности принимать новых абонентов, а ответственность уже будет, отмечает союз.

Абоненты, которые решат перенести свой номер в период, когда у операторов нет ни обязанности, ни ответственности, по мнению Союза потребителей, ждут все те же проблемы с качеством связи и недоступностью некоторых услуг.

Кроме этого могут возникнуть и чисто бытовые трудности: по первым цифрам номера абоненты сотовой связи привыкли определять оператора и, следовательно, рассчитывать стоимость своего звонка. Теперь, позвонив на номер, скажем, «Мегафона», можно будет попасть на «Билайн» или «МТС», что принесет дополнительные затраты. Четкой схемы решения этой проблемы пока что нет.

Будет ли выгоден переход?

Представители сотовых операторов в Оренбуржье рассказали, чза первые дни действия услуги по всей стране ей воспользовалось несколько десятков человек, никакого ажиотажа не наблюдается. По прошествии десяти дней отмены «телефонного крепостного права» в стране подано более шести тысяч заявлений, при этом полноценный переход осуществился только у семнадцати абонентов. Это при том, что менять номера в салоны связи побежали не случайные прохожие, а, скорее всего, люди, которые ждали, когда запустится услуга. Это значит, что позже показатель «перебежчиков» еще снизится и будет стабильно низким по нескольким причинам.

Во-первых, соотношение цена-качество у всех операторов уже практически сравнялось. Если вдруг новой услуге и удастся обострить ситуацию, то места для крутых маневров у компаний все равно не осталось. Во-вторых, конкурентная борьба между операторами уже переросла индивидуальный «тарифный» уровень.  Новое поле битвы, очевидно, перенесено на передовые технологии, собственные устройства, корпоративные услуги, интернет и т.д.  В-третьих, многие абоненты в своей сети уже «опутаны» «любимыми номерами», накопленными бонусами, корпоративной связью и т.д., так что редкие обстоятельства могут заставить покинуть насиженное место. 

Несмотря на это, в одной из сотовых компаний заявили, что MNP «позволит привлечь в сеть новых пользователей и упрочить свои позиции на рынке». И  добавили: «Спрос на услугу MNP в Оренбуржье, как и в целом по  России, находится на уровне наших ожиданий».

По прогнозам аналитиков рынка, в ближайшие тринадцать месяцев новой услугой воспользуются от двух до шести процентов держателей общего числа SIM-карт на территории России. 

Какую выгоду получат компании от того, что к ним придет абонент с чужим номером, неясно. Ясно только то, что выгода эта не будет чересчур большой. Скорее всего, выиграют маленькие операторы, которых вряд ли ждут большие потери.

Справка RIA56: Впервые переносимость номера была введена в США в 1997 году, но первые шесть лет она касалась операторов телефонных сетей общего пользования. Потом на этом решили не останавливаться и распространили действие специального закона и на мобильных операторов. При этом жители штатов могут перенести номер к другому оператору только в пределах той административной территории, в которой он был выдан. Если вы переехали жить в другой штат и решили подключиться к другому оператору, номер придется сменить.

Подобное условие действует и в Канаде, где «мобильное рабство» отменено десять лет назад. Там же к сотовому можно «прикрепить» стационарный телефон.

Процедура переноса номера в Европе в настоящее время занимает несколько минут. При этом где-то эта процедура бесплатна, а где-то нужно оплатить специальную комиссию.

В странах с условиями переноса номеров этой услугой воспользовались не более десяти процентов абонентов. 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Желающим отменить "мобильное рабство" придется постоять в очереди

Право сохранить свой номер получат абоненты не только сотовой, но и стационарной связи

Президент подписал закон о запрете на продажу SIM-карт с рук