Оренбурженка стала профессором математики в Кембридже
Впервые за 800 лет место профессора математики в Кембридже получила женщина. Родина Наталии Берловой — Оренбург. Вильям Савельзон поговорил со знаменитой землячкой.
Родина
– Наталия Геннадиевна, Оренбург для вас – это просто слово, которое вы привычно пишете в анкетах?
– Что вы! Это моя родина. Это моя 64-я школа, моя первая учительница Зоя Сергеевна Нестерова, это друзья и знакомые. Не раз я возвращалась в родной город. В последний раз были там втроём, с мамой и папой, лет десять назад. Отца, к сожалению, уже нет в живых.
…Узнал об этой удивительной женщине случайно: позвонила в редакцию оренбургская подруга её мамы. Рассказала, что в авторитетном журнале «Эксперт» № 22 за этот год напечатано большое интервью с профессором Берловой, озаглавленное очень броско: «Она пошла дальше Ландау». Но только ни слова о том, что она оренбурженка. Дала московский номер телефона.
Нашёл статью в «Эксперте» и ещё несколько статей, в том числе и с интернет-портала Фонда «Сколково». Позвонил в Москву, долго беседовал с мамой профессора. А вечером – и с самой Наталией Геннадиевной, когда она, остающаяся заведующей кафедрой квантовых жидкостей Кембриджского университета и ставшая сейчас ещё и деканом подмосковного Сколковского института науки и технологий, после напряжённого дня лекций и опытов вернулась с работы.
«Слава Наташе!»
Её родители познакомились в Оренбурге на танцах. Девичий пединститут и зенитное училище нередко создавали семейные пары на танцплощадке. Секретарь комсомольской организации Нина Букина с физико-математического факультета и один из лучших курсантов Геннадий Тринько. Дружили два года, на третий расписались. Наташа родилась в 1968 году.
Читать научилась очень рано. Семейное предание. Пришла с улицы недовольная. «Почему везде написано: «Слава КПСС!», «Слава труду!» – про старшего брата Славу? Я хочу, чтобы и про меня так писали». Смешно, конечно. А слава нашла её сама.
Переехали в Москву. Школу окончила с золотой медалью и с красным дипломом – факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Там же поступила в аспирантуру, хорошо пошла кандидатская диссертация. И вдруг, это было в 1992 году, возникла идея поехать куда-то посмотреть мир. Туда, где тепло. Написала письма в американские Гавайский и Флоридский университеты. Приняли в аспирантуру Флоридского. Ей очень повезло: она работала с такими удивительными учёными-корифеями, как Дмитрий Силин, Луиз Ховард и Пол Робертс. Русский, американец и англичанин. Их всех объединило одно: необыкновенная увлечённость наукой, отношение к научному процессу не как к профессии, а как к образу жизни.
Наталия написала проект, в котором предлагала изучать квантовую турбулентность. Получила за него президентскую стипендию и приехала в Калифорнийский университет работать с Полом Робертсом.
А в 2002-м после серьёзных новаторских работ получила предложение переехать в Англию, в Кембридж. Там прошла все ступени: лектор, старший лектор, ридер и, наконец, полный профессор. Входит в пятёрку лучших профессоров-преподавателей Кембриджа, по оценкам студентов.
– Не могли ли бы вы разъяснить, в чём суть вашего открытия?
– Я бы не называла это открытием, но надеюсь, что это значимый шаг вперёд. Мы создали новую математическую конструкцию, включающую в себя теорию сверхтекучести Ландау, за которую он получил Нобелевскую премию, и квантовые эффекты, такие как квантовые вихри, которые ещё не были открыты, когда Ландау создавал свою теорию.
Мир устроен очень просто. Мы только не можем понять, как именно. Нагромождения каких-то систем, каких-то теорий – всё это очень сложно понять. И вдруг, как было с Максвеллом, чуть-чуть дописал формулу, и всё стало просто, объяснимо, всё укладывается в четыре уравнения, и больше ничего не нужно.
Профессорша?
Патриархат сказывается и в том, что названия многих человеческих занятий имеют только мужской род. Профессорша – это жена профессора. «Профессор разгадала природу квантовых вихрей в сверхтекучей жидкости» – царапает ухо.
В Кембридже – оплоте прогресса – Наталия Геннадиевна – первая женщина-профессор математики за восемь столетий. Хоть радуйся, хоть огорчайся. Хорошо, сейчас мама помогает ей в Москве по дому.
– Вам, наверное, многие задают вопрос: почему женщины редко становятся математиками и физиками?
– Это очень хороший вопрос. Я вам расскажу об этом на примере Кембриджа, в котором ситуация даже хуже, чем в других местах. В Англии вообще с этим делом не ладится. Вы знаете, женщин-математиков больше всего из трёх стран – России, Италии и Франции. И здесь просматривается сильная корреляция либо с уровнем поддержки семьи в этих странах, либо с ролью, отводимой женщинам. Женщинам-учёным в принципе довольно тяжело совмещать семью и науку. Потому что наука требует ненормированного рабочего дня. Отключить мозги в пять часов и пойти домой заниматься домашними делами очень тяжело.
Трудность и в случае, когда в семье оба учёные, а университет может пригласить только одного. Я выступала на симпозиуме европейских женщин и рассказала свою историю. Тогда я была в Кембридже в Англии, а муж – в Кембридже штата Массачусетс (США). Я пошутила, что вот мы оба учёные и оба в Кембридже, но завидовать нам не стоит, так как наши Кембриджи через океан друг от друга. В зале порядка двухсот человек. Обращаюсь: «Поднимите, пожалуйста, руку те из вас, кто находился или находится в аналогичной ситуации». 95 процентов женщин подняли руку.
Масса бурления
Уже было сказано, что Наталия Геннадиевна приехала работать в Сколтех – так коротко называют новый Сколковский университет под Москвой.
– Кого вы готовите? Элиту?
– Я не люблю слово «элита»… Но университеты не должны растить винтиков системы. Они должны воспитывать тех, кто может выйти за пределы каких-то установленных рамок, сделать что-то новое. Со всеми возможностями, которые сейчас предоставляет Интернет, онлайн-обучение, способы получения базового образования разнообразны. Но роль университета – вывести человека за пределы простого накопления знаний, придать импульс для создания чего-то революционного. По крайней мере, в этом миссия лучших университетов, а только в таких я всю жизнь и работаю.
Идея Сколтеха – привлечь лучших из лучших профессоров. Так создаётся критическая масса бурления новой мысли. Разные научные коллективы начинают между собой взаимодействовать, и возникает какое-то новое знание. Студенты этим всем подпитываются и видят сам процесс выхода за стандартные технологии. Это они смогут сами применить в своей жизни.
«Удержите детям язык»
– Такое смешное объявление увидела писатель Дина Рубина на магазине русских книг в Израиле. Но это – проблема всех семей, переехавших из России за границу. У Наталии Геннадиевны 12-летний сын Глеб и 9-летняя дочка София. В Англии они учились в обычной школе, играли со сверстниками, ходили в гости. А дети впитывают любой язык, как губки. Как им удержать родной русский язык?
Наталия Геннадиевна смеётся:
– Я два десятка лет живу и работаю в англоязычной среде. Но мне говорят, что русский акцент всё равно чувствуется. Глеб и Соня владеют английским в совершенстве. Сейчас они учатся в Ломоносовской школе, это одна из лучших частных школ Москвы. Но впервые моим детям преподают основы классической английской грамматики. В английских школах грамматику не преподают, считается, что дети и так на слух и через чтение грамматику впитают, но в итоге в речи коренных англичан остаются только простейшие грамматические обороты. Так что я даже рада, что мои дети получат основы английской грамматики в русской школе, как ни странно бы это звучало.
Дома мы, конечно, всегда говорим только по-русски. Мы были и остаёмся гражданами России и делаем всё для возрождения науки в своей стране.