«Бухен-хауз» взяли штурмом?

Оренбург заполонили розничные точки продаж пива. Предприниматели соревнуются в оригинальности их наименований. Бурная фантазия бизнесменов явила глазу народа «Beerульку», «Бухен-хауз» и целый Центр разливных напитков. С приближением лета города и районы вовсе накрывает мощная волна пенных напитков. С 1 июня треть розничных точек в жилых домах и пристройках прекратят работу в Оренбургской области. По крайней мере, этого добиваются региональные власти.

фото: Сергей Медведев, RIA56

Перекрыли кран

Постановление правительства Оренбургской области о запрете розничной торговли разливными напитками в жилых домах и многоэтажках, а также пристройках к ним подписал губернатор Юрий Берг. Документ разрабатывали в министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли. Там же созывали общественные советы, узнавали мнения предпринимателей, считали пивные точки. 

Итог получился выразительным. Только в Оренбурге специалисты насчитали около 500 подобных  предприятий и ИП. Конкретно под новый запрет о продажах попадут треть из них – 128 магазинов и 51 бар. По области цифра больше – 582 магазина и 111 баров. Все они соответствуют двум главным критериям постановления – торгуют разливным пивом и находятся в жилых домах.

 — У нас аптек в жилых домах не так много, сколько вот этих пивных точек, — отметила замминистра экономического развития, промышленной политики и торговли Анастасия Миронова. – Постановление направлено на снижение доступности алкогольной продукции и, соответственно, на защиту благополучия населения. В том числе, мы понимаем, что это решение поможет в какой-то степени решить вопрос с охраной общественного порядка и чистотой придомовых территорий.

Розлив вне закона

Документ вступает в силу 1 июня 2017 года. Надеяться на то, что в один день или даже за неделю с улиц Оренбурга исчезнут алкомаркеты, центры продаж пенного напитка и закусочные, торгующие пивом на розлив, не стоит.  Об этом RIA56 рассказали и в министерстве экономического развития. Постановление проработано на перспективу, но чтобы внятно донести его смысл до предпринимателей потребуется время.

 — Мы понимаем, что есть добросовестные предприниматели, а есть недобросовестные. И с ними придется бороться теми методами, которые прописаны в законодательстве, — подчеркнули в министерстве.

Бороться с нарушителями будут силами полиции. Именно это ведомство отвечает за соблюдение законодательства. В региональном министерстве признаются, что опыт такой имеется, пусть не всегда успешный, но результаты не заставят себя долго ждать.

Нарушителей в свою очередь будут наказывать штрафами. Физлицу грозит от 5 до 50 тысяч рублей, юридическое лицо финансово пострадает больше – штраф от 50 до 150 тысяч рублей.

Политика правового «дерганья»

У документа, как полагается, есть противники. Предприниматели, чьи интересы затронет постановление, подсчитывают убытки. Их миллионы. Бизнес на разливном пиве процветает. Это заметно и по количеству вновь открывающихся точек продаж. Пенный напиток пользуется спросом как в Оренбурге, так и по области. Так что на один спальный район в два десятка домов в Оренбурге приходится до 45 подобных магазинов и баров.

Пострадают от постановления и, так называемые, «магазины шаговой доступности», где наряду с разливным пивом представлен большой ассортимент товаров, однако основа выручки – пенный напиток.  Интересы этих предпринимателей защищает профсоюз работников малого и среднего предпринимательства Оренбурга. Его руководитель Максим Скивко  назвал проблему политикой правового «дерганья».

 — Документ имеет узкую направленность. Кроме того, издержки существенно превысят возможные выгоды. Предприниматель, который открыл магазин, взял кредит на развитие бизнеса, купил оборудование, сделал ремонт, создал рабочие места, начал легально работать, платить налоги, вдруг в один момент оказался за рамками закона. То, что еще вчера было легально и можно, сегодня уже — незаконно и запрещено, — прокомментировал RIA56 Максим Скивко. — Такая политика — вчера разрешили, сегодня запретим — не просто отнимает у людей деньги и бизнес, она провоцирует вопрос — а стоит ли вообще в Оренбургской области становиться предпринимателем?

В качестве альтернативы профсоюзы предлагают усилить контроль за соблюдением федерального законодательства в этой сфере. В частности, уточнить ряд требований и ограничений в сфере розничной реализации алкогольной продукцией. Там уверены, что строгое соблюдение законодательства заставит уйти с рынка недобросовестных «игроков». Также необходимо ужесточить и административную ответственность за нарушения общественного порядка.

 — Нужно развивать в рамках действующего законодательства систему административных наказаний, в том числе, в виде общественных работ. Такая армия бесплатной рабочей силы на улицах и дорогах нашего города могла бы много что сделать за 15 суток наказания. Это очень сильная воспитательная мера, проверенная еще в «советские годы», — говорит руководитель профсоюза.

«Пьяная» статистика

Оренбург  в своей борьбе с пивным засилием не одинок.  По все стране в регионах один за другим на местном уровне принимают ограничения в продаже алкоголя и пива. Где-то меры оказываются действенными, где-то чисто номинальными. Бьют тревогу наркологи, процветает детский алкоголизм.

 — В так называемой группе риска сегодня молодые люди от 24 до 28 лет, это поколение, рожденное в 90-е годы, — отмечает главный нарколог Приволжского федерального округа, главный врач Оренбургского областного клинического наркологического диспансера Владимир Карпец. – Все зависит от работы региональной власти на местах. В качестве примера приведу вам город Липецк. Чтобы купить там сигареты – нужно оббежать полгорода и только в единичных ларьках вы найдете табак, очень редки магазины с продажей разливного пива, а уж про пивнушки совсем молчу. Такова политика местной власти, и город живет по этим правилам.

  

 — Сейчас развивается детский пивной алкоголизм в таких масштабах, которые мы себе даже представить не можем. Что будет с этим поколением через 10-15 лет, если их не остановить? – задает вопрос президент Федерации рестораторов и отельеров Оренбургской области Алексей Маринин.  — Я думаю, эти правила нужно далее ужесточать, потому что торгуют всю ночь. Нам  — ресторанам и кафе, запрещают торговлю. Мы соблюдаем,  работаем в рамках закона, иначе потеряем лицензию. А этого мы позволить себе не можем. Но вот эти все пивные точки – они круглосуточные, — все эти ларечки или «чапыжники», как я их называю, и никто не может повлиять на их работу. Только жесткая позиция власти может привести к порядку. Больше ничего.