Реформа соцзащиты: что изменилось в работе детских центров

В Оренбургской области в результате реформы системы социальной защиты населения в области в прошлом году ликвидировали двадцать четыре муниципальных учреждения для несовершеннолетних. Взамен им создали десять межрайонных стационарных детских центров, один из которых находится в Саракташе.

После реорганизационных мероприятий СРЦН присвоен статус государственного учреждения, которое с 1 ноября 2013 года имеет название – «Маячок». Вместе с этим перед центром четко обозначены задачи. О том, что сегодня собой представляет его работа, состоялась наша беседа с директором Л. А. Одиноченко.

– Людмила Анатольевна, как изменилась структура вашего учреждения?

– Поскольку мы стали принимать детей только после медицинского обследования в учреждениях здравоохранения, перестало быть востребованным приемно-диагностическое отделение. Наша работа строится на основании государственного задания, предполагающего конкретные услуги, закрылись методическое и кризисное отделения. Сегодня в нашей структуре: отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, социальной диагностики, социально-правовой помощи, хозяйственный аппарат.

– Вы сказали, что теперь предоставляете конкретные услуги. Назовите их.

– Первая – это предоставление временного приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Так как мы являемся межрайонным центром, у нас пребывают несовершеннолетние из разных районов. Например, сейчас в «Маячке» по соглашению с министерством соцразвития области находятся ребята из Соль-Илецкого, Оренбургского, Новоорского районов. Привозит их к нам направляющая сторона, то есть специалисты соцзащиты или органов опеки.

Вторая услуга – социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и проживающих у нас.

Третья – оказание консультативной помощи. Это уже не стационарный вид услуги. То есть несовершеннолетние и их родители, нуждающиеся в помощи психологов и юристов, могут обращаться к нашим специалистам. Эта работа для нас не новая, и сотрудниками наработан хороший опыт, благодаря которому возможно решение многих проблем.

Еще одной прямой нашей обязанностью является обратная доставка несовершеннолетних, ушедших самовольно из семей, детских домов, школ-интернатов.

– После реорганизации в центре увеличилось число мест для детей, вместе с этим расширился штат работников. 97 сотрудников на сорок детей – не много ли?

– В основном штат расширился (на 27 единиц) за счет воспитателей, которых положено в сутки по двое на группу. Сейчас у нас четыре группы по десять детей. Вот и считайте. Таковы нормы для стационара специализированного детского учреждения.

Кроме этого, согласно новым требованиям, штат пополнился медиками. У нас теперь свои врачи – педиатр, психиатр, в скором времени будет врач по общественному здоровью. Стало больше медсестер (пять), которые круглосуточно должны находиться с детьми.

– Людмила Анатольевна, Саракташский центр всегда отличался прекрасной организацией лагерей в каникулярное время, разработкой и реализацией интересных программ реабилитации для несовершеннолетних и семей. Ведь, наверное, благодаря имеющимся положительным результатам работы, было принято решение создать один из межрайонных центров в Саракташе?

– Конечно, все наши успехи сыграли свою роль в процессе реформы. И надо сказать, что изменения в системе никак не отразились на реабилитационном процессе. Вся работа с детьми продолжается. Это была и есть наша главная задача – помогать несовершеннолетним.

Сейчас сложно говорить о каких-то новых программах, потому что организационная работа по созданию нового учреждения еще продолжается и нам еще предстоит пройти лицензирование. Но планы есть и впереди, думаю, нас еще ждут новые проекты.