Кабриолет, Харлей, ГАЗон: на чем разъезжали первые оренбургские водители

В личном архиве жителя Беляевского района Оренбургской области Александра Грабовского хранятся старые фотографии и потертая коричневая корочка «Удостоверение для шофера», датированная маем 1930 года. Документ принадлежал отцу – Александру Григорьевичу Грабовскому, одному из первых профессиональных водителей не только в районе, но и во всей Оренбургской области. 

Ему, имевшему всего три класса образования, необычайно повезло получить в тридцатом году эту корочку. Пожалуй, сейчас легче летчиком стать, чем тогда выучиться на шофера. Брат Александра Григорий работал преподавателем Ташкентской автошколы, и «по большому блату» он буквально запихнул младшего брата в группу.

Домой Александр вернулся уже с водительским удостоверением. И вскоре вместе с еще одним беляевцем и своим племянником Василием отправился в подгородние Чебеньки. Там располагалась автобаза зерносовхоза им. Каширина. Туда и устроилась первая троица беляевских водителей. В 1935 году там трудился дружный большой коллектив, среди которых встречались и женщины.Совсем скоро – в 1937 году – две трети из них сгинет бесследно в застенках НКВД и концлагерях. А Грабовскому вновь «подфартило» — видно, необычайно везучий был человек. Вот он за рулем редкого раритетного автомобиля, был водителем у начальника той самой автобазы. Марку этой машины пришлось пробивать через Интернет. Сан Саныч сам не определил, каким автомобилем управлял его отец. Оказалось, что это ГАЗ-А – первый советский легковой автомобиль, его шасси послужило основой для создания многих спортивных автомобилей. Производился он всего четыре года – с 1932 по 1936 год – по чертежам американской фирмы Форд. Вот на таком кабриолете и разъезжал Александр Григорьевич.

В Беляевку он вернулся незадолго до войны. Вернулся не «пешим ходом» — за рулем «харлея» — по сей день популярнейшего во всем мире американского мотоцикла фирмы «Harley-Davidson». Вы можете себе представить этого «ковбоя» на пыльных улицах Беляевки в тридцатые годы прошлого века?

Александр устроился автомехаником и был просто незаменимым человеком. Когда началась война, ему пришлось в одиночку готовить все пригодные автомобили и технику к отправке на фронт. По броне, которую ему предлагали, Грабовский не остался и ушел на фронт. И на полях сражений судьба была благосклонна к этому «лаки-мэну», счастливчику.

Долгие-долгие годы отец Сан Саныча не расставался с баранкой автомобиля. Его шоферской стаж насчитывает более 40 лет. Где бы ни работал Грабовский, всегда был «на колесах». Даже перенеся операцию на спине и не имея возможности самому управлять автомобилем, Александр Григорьевич нашел выход из положения. Нужно было на «ГАЗоне» возить уголь со станции Желтое для отапливания клуба. За руль сел пятнадцатилетний Санька. Конечно, никакого водительского удостоверения у паренька не было и быть не могло. Ездили с отцом на свой страх и риск – водить-то сына он давно научил, и ездил тот уверенно, но закон есть закон.

В ту же потертую корочку от удостоверения вложен и автомобильный талон Грабовского. За все годы в нем зафиксировано всего одно нарушение – в талоне виднеется аккуратный прокол и подпись: 1 8 августа 1959 года. На чем же «прокололся» бывалый водила? Сан Саныч усмехнулся: «В то время никаких рейсовых автобусов не было, а колхозникам позарез нужно было как-то в город добираться. Вот насажает их полную «будку», которая как бы и не приспособлена для перевозки людей, и везет в Оренбург – кому на рынок, кому еще куда надо. Вот однажды благодетеля и наказали за доброту».

Сколько еще интересных историй хранит человеческая память, подкрепленная фотоснимками и разного рода документами. Через такие воспоминания и раскрывается история района, области и страны.