Золотому прииску Оренбуржья исполняется сто лет

35 лет назад в состав Ясненского района Оренбургской области вошел рабочий поселок золотодобытчиков Прииск-Кумак. В этом году населенному пункту исполняется 100 лет.

История прииска начинается в далеком 1914-м. Российская империя вступает в кровопролитную мировую войну. А война – это огромные расходы, поэтому казне нужны средства. Самая надежная валюта – золото.

Золотоносные жилы, обнаруженные на территории Оренбургского казачьего войска, тянулись с севера – от Миасса до Тобола и бассейна рек Суундук, Урус-Кескена, Джарлы-Бутака. Прииском в Кумакской волости владел Иван Матвеевич Чертыковцев [1865-1919 гг.], о чем свидетельствуют находящиеся в Государственном областном архиве документы. Первый – личное заявление золотопромышленника Чертыковцева от первого августа 1915 года Его Высокоблагородию т. Горному Землемеру К.Ф. Жукову о том, что явился присутствовать при процедуре отвода прииска по заявке [д 55-1914 года]. Второй – Межевое дело, начатое 12 марта и оконченное 2 сентября 1916 года, за которое с Ивана Матвеевича взыскано межевых пошлин 1 рубль 66 копеек и 4 рубля – за гербовые марки.

Лидия Фридриховна Пак живет в Кумаке [ранее – Прииск-Кумак] с 1954 года – уже 60 лет. В сентябре ей исполнится 91. Ее домик на Нижней улице стоит совсем рядом с горными выработками, возвышающимися над поселком, и местом, где некогда была шахта. Кругом – пустыри и остатки осыпающихся саманных построек – бывших домов ее односельчан. В этом «квартале» она осталась одна.

— Здравствуйте! Можно к Вам, тетя Лида? – спрашиваем мы, подходя к ее дому вместе с главой Кумакского сельсовета Михаилом Юрьевичем Близнюком.

— Пожалуйста, пожалуйста, проходите! – приветливо отвечает она.

Впервые оказываюсь в доме, построенном из самого экологически чистого материала – дерновых пластов. В здешних безлесных местах каждая доска – на вес золота. Поэтому основной строительный материал – саман, блок из смеси соломы, песка и глины. Но есть и альтернативный вариант – дерновые пласты. В заросшей ковылем степи они вырезались из земли ровными кусками. Скрепленные бесчисленными корнями трав, блоки эти были плотными, но в тоже время легкими и пластичными. Уложенные с перевязкой, в смежных рядах пласты дерна скреплялись деревянными колышками. Толщина стен по условиям теплотехники и устойчивости принималась не менее метра. Перекрытие – массивные бревна.

— Раньше каждый год стены дома мазали глиной, белили. А потом жести купили и обили ею дом снаружи: покрасишь – и он снова как новый, – рассказывает тетя Лида, приглашая нас присесть к столу возле маленького окошка, рамы которого выкрашены в ярко-синий цвет.

На столе – раскрытая Библия 1910 года издания на немецком языке, аккуратно подклеенная листочком из школьной тетрадки в голубую клеточку, и увеличительное стекло в черной оправе.

– В 1932-м году, когда на Украине разразился голод, в Кумак хлынул людской поток. Золотой прииск сулил сытую жизнь. В 47-м привезли сюда немцев из трудармии – в основном мужчин. Мы, я, мама и дочка, сюда приехали в 1954-м. К тому времени у всех первых переселенцев уже были семьи, дети – по трое-пятеро в доме. Народу! Все кипело, весь Кумак.

Лидия Фридриховна Вазенмиллер [в замужестве – Пак] родилась в 1923 году в селении Обердорф Эрленбахского кантона АССР Немцев Поволжья. В начале сентября 1941 года их выслали по приказу о депортации. В считанные дни НКВД перебросил многие сотни тысяч советских немцев в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Практически все имущество, дома, домашняя утварь были конфискованы: брать с собой разрешалось только то, что могли унести в руках. Семья Вазенмиллер попала в Омскую область, а потом – в Ухтинско-Печорский трудовой лагерь НКВД [Коми АССР]. После войны эти лагеря прекратили свое существование. Но переселенным немцам возвращаться в родные края было запрещено. И в 1954 году Лидия Фридриховна оказалась у родной сестры в Кумаке, куда переехала вместе с мамой и дочкой после смерти мужа.

— Добрые люди здесь были, очень добрые. Жили все дружно: немцы, русские, украинцы, казахи. К тому времени на прииске уже шла организованная добыча. А вот в годы войны и раньше работали артели старателей. Добытое с поверхности рассыпное золото сдавали в золотоскупку за боны. Потом на них отоваривались в магазине, его старики так и называли – «Золотой». Товаров там было – любой столичный магазин мог бы позави-довать. Я работала в швейной мастерской. Сначала мы жили в землянке, а в 63-м вот этот дом построили. Я, мама и дочь. Мама умерла 21 год назад. С 1964-го, когда рудник закрыли, постепенно все отсюда стали уезжать. В округе одна я осталась.

— Не страшно одной-то?

— Нет, не страшно. Чего у меня брать? А так – уголь есть печь истопить. Воды принесу. Дочка зовет в город. Она регулярно из Ясного приезжает, что нужно из продуктов, привозит. Только мне уезжать отсюда не хочется. Тишина здесь, покой. У меня и телевизора-то не было никогда. Года три назад внуки привезли – смотри, бабушка! А я его и не включаю почти. Что там смотреть? Библию вот читаю сижу. Сейчас только, перед вашим приходом, прочла о том, как люди должны к начальникам относиться. Интересно! «К римлянам. Глава 13. «Начальники суть божьи слуги. Повинуйтесь им. Любовь есть исполнение закона». Если бы люди это понимали, как легко было бы работать начальникам, милиционерам – всем, кто отвечает за нас…

В середине августа в Кумаке, где сейчас от некогда большого поселка осталось 80 дворов, пройдет праздник для всех, кто когда-то жил или живет здесь. Главными героями торжества станут и Лидия Фридриховна Пак, и другие ее односельчане.